Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Сокровище древнего Арзамаса
«Ведомости Нижегородской митрополии» 1 (85) 15:59, 14 января 2016

Сокровище древнего Арзамаса

Крест+Почитание святынь — благочестивый обычай, не знающий границ и расстояний. Есть такие местночтимые святыни, знание о которых несет собой огромную духовную пользу верующим не только одного прихода, благочиния или епархии. В Арзамасе, в Воскресенском кафедральном соборе, хранится бесценное сокровище — явленный Животворящий Крест Господень XVII века, самая почитаемая святыня города, прославившаяся многочисленными чудесами.

Едва переступив порог храма, вы безошибочно определите его местонахождение: к нему постоянно тянется вереница людей. Перед старинным резным Распятием Господа кто-то молится о семейном благополучии и разрешении житейских невзгод, кто-то ищет исцеления от болезней. Молодые мамы — одна из городских традиций — приносят и прикладывают к нему детишек грудного возраста.

Дар нерукотворный

По преданию, резной Крест Господень был принесен в Арзамас во второй половине XVII века. В то время в городе жили трое братьев Шаянских (по другим сведениям, Кащеевых). Старшие занимались торговлей, а младший брат не имел способностей к ремеслу и слыл слабоумным. При этом он был кроток, очень благочестив, постоянно ходил в церковь, поэтому старшие братья любили его и всегда брали с собой, когда ездили куда-то по своим торговым делам.

Однажды, во время поездки на Макарьевскую ярмарку, пока братья торговали, младший, по своему обыкновению, посещал богослужение Макарьева Желтоводского монастыря. По окончании литургии он пошел на берег Волги полюбоваться торговыми судами. Среди кораблей особенно выделялась лодка, украшенная цветами и благоухающими ветвями деревьев, посреди которой стоял большой Крест с резным Распятием. Шаянский поднялся в лодку, чтобы поклониться святыне. К нему подошел хозяин судна и спросил, не хочет ли тот купить этот Крест. Шаянский очень обрадовался, сговорился о цене, но сказал, что денег у него с собой нет, нужно дойти до братьев. «Крест ты возьми сейчас, а деньги принесешь позже», — ответил хозяин.

Братья с радостью дали нужную сумму. Но когда парень пришел расплатиться, то лодки не нашел. Сколько ни расспрашивал он владельцев других судов, людей, находившихся на пристани, — все отвечали, что такой лодки никогда здесь и не было. Очевидно, как сразу решил Шаянский, не простой человек был хозяин чудесной лодки, а Ангел Господень. Он взвалил крест себе на спину и понес его в Арзамас пешком. Весь путь в 110 верст, утверждает предание, Шаянский преодолел в один день и при этом не чувствовал усталости.

Крест братья поставили на красном крыльце, так как внести его в дом не смогли: двери оказались узки. Они вынули косяки, стали вырубать проемы, но, как ни старались, внести святыню не получалось. Тогда послали за священником, чтобы тот совершил молебен. Во время молитвы младший Шаянский четко увидел необыкновенный свет, исходящий от лика  Распятого Христа. Тогда всем стало ясно, что такая святыня должна находиться не в мирском доме, а в храме Божием. Животворящий Крест братья передали в приходскую церковь во имя Илии Пророка. Впоследствии свет, исходивший от лика Распятого Спасителя, впервые виденный младшим Шаянским, удостоились видеть и священники Ильинской церкви, и многие благочестивые люди.

Так, в XVIII веке посадские люди Насоновы, возвращаясь домой поздней ночью и проезжая мимо церкви, вдруг лицезрели необыкновенное свечение: как будто все паникадила и свечи в храме были заж­же­ны. Удивленные таким небывалым зрелищем, Насоновы подошли к церковному окну и увидели только одну слабо горевшую пред святыней неугасимую лампаду. В другой раз из дома арзамасского купца Сторожева в церкви видели свет, да такой, что можно было различить лики на иконах…

По вере вашей…

Сохранилось множество свидетельств о чудесах, происходивших по молитвам перед святым Животворящим Крестом: Господь неоднократно спасал Арзамас от моровых поветрий, засухи, пожаров и других несчастий. Усердные молитвы арзамасцев перед Животворящим Крестом остановили страшный пожар, начавшийся 26 апреля 1883 года. При сильном ветре огонь уничтожил значительную часть города, две церкви и уже подходил к Ильинскому храму. Тогда святыню вынесли наружу и обнесли вокруг церковной ограды. После этого ветер утих, и пожар перестал распространяться.

По сей день в Арзамасе существует традиция: в засушливые лета вокруг города совершается крестный ход со святыней, и, как правило, уже перед его завершением начинает крапать дождик. Один из арзамасских священников был свидетелем такого чуда:

— Видимо, Господь явил его в том числе для укрепления моей веры. В 90-е годы я был молодым батюшкой. Одним летом стояла страшная жара, и несколько недель — ни капли дождя.  Пошли крестным ходом с Животворящим Крестом Господним. На небе ни облачка. «Ну, какой тут дождь!» — подумал я. Как только, возвратившись, стали подниматься на ступеньки Воскресенского собора, грянул ливень…

Множество людей, с верою обращаясь к Спасителю, перед Его образом получали и получают помощь. Сохранились свидетельства об исцелении расслабленных, прозрении слепых и особенно об избавлении детей от различных болезней.

Чудесное исцеление от недуга засвидетельствовал известный арзамасский краевед, автор вышедшей в 1911 году книги «Исторические сведения о городе Арзамасе», последний дореволюционный городской голова Арзамаса Николай Михайлович Щегольков. «Благодать Божия от святого Креста явлена была даже и на мне грешном, — пишет он. — Ребенком я не мог ходить до двух с половиной лет. Это очень беспокоило мою мать. Она была женщина благочестивая и во всех случаях своей жизни первым долгом обращалась с молитвой к Господу Богу. И на этот раз осенью 1858 года в один из праздничных дней она <…> съездила к обедне в Ильинскую церковь, отслужила молебен, причастила меня Святых Христовых Таин и приложила к святому Кресту. По приезде домой стали пить чай, а меня посадили на пол. Я подполз к стулу, встал и тотчас, к общей радости, сделал несколько первых шагов…»

В церкви во имя Илии Пророка святой Крест пребывал вплоть до начала XX века. В декабре 1930 года храм был закрыт, и в нем поочередно стали размещаться общежитие и мастерские дорожного строительного участка, склад Заготзерна, гараж Автогужтреста… В эпоху воинствующего безбожия главная святыня Арзамаса, как и множество других, могла бесследно исчезнуть. Но спасла ее от уничтожения, как ни парадоксально, именно атеистическая пропаганда. В Воскресенском кафедральном соборе был устроен музей атеизма, куда большевики свозили из разоряемых храмов наиболее ценные «экспонаты» церковного «прошлого». Когда в 1944 году собор был возвращен Церкви, среди икон и утвари закрывшегося «музея» был обретен и святой Животворящий Крест Господень.

Посещение Кубани

В 2014 году, за свою более чем трехсотлетнюю историю, святыня впервые покинула свой родной город. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла арзамасский Крест три недели пребывал в пределах Кубанской митрополии.

«Я благодарю митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия за то, что он откликнулся на нашу общую, исходящую от всех епархиальных архиереев и губернатора Краснодарского края Александра Николаевича Ткачева, просьбу о помощи и укреплении, в которой так нуждаются ныне кубанцы, а еще более — ушедшие от братоубийственной войны беженцы с Украины, обретшие на Кубани временное пристанище», — так отозвался в своем послании по случаю прибытия святыни глава Кубанской митрополии митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор.

На Кубани чудотворный Крест перевозили из одной церкви в другую. Поклониться святыне смогли более 50 тысяч кубанцев, жителей других регионов России, приехавших сюда на отдых, и, конечно, беженцы охваченного огнем войны юго-востока Украины…

Для транспортировки Креста был изготовлен специальный киот, оборудован микроавтобус, заранее продуман маршрут следования. На протяжении всего пути святыню сопровождали представители Кубанского казачьего войска, Кубанской и Нижегородской митрополий, администрации Краснодарского края.

Николай Жидков

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.