Главная > Время созидать > Спас в Работках
«Ведомости Нижегородской митрополии» 6 (204) 20:55, 29 марта 2021

Спас в Работках

Воскресший храм с явленной иконой

В 2022 году будет 30 лет, как в селе Работки Кстовского района начал возрождаться приход. За несколько лет сельчане во главе с протоиереем Сергием Лепихиным вернули к жизни Спасскую церковь.

Каменный храм в селе был построен в 1794 году на средства прихожан при участии владельца Работок Алексея Шубина. Просторная, длиной 55 метров, церковь с трехъярусной колокольней до 1930-х годов была предметом особой гордости местных жителей. Правый придел был освящен в честь Боголюбской иконы Божией Матери, левый — в честь преподобного Алексия, человека Божия. А в главном приделе — в честь Образа Спаса Нерукотворного — хранилась храмовая икона, которую Алексей Шубин привез из Санкт-Петербурга — подарок императрицы Елизаветы Петровны.

— Икона была чудотворная, — рассказывает настоятель храма протоиерей Сергий Лепихин. — Еще здесь был деревянный чудотворный крест с частицей Древа Животворящего Креста Господня и большой срез от Мамврийского дуба. В 1937 году, после закрытия храма, все исчезло.

Годы просвещения

Маргарите Нагорновой скоро 80, но она до сих пор помогает при церкви. Да и как иначе, говорит женщина, храм-то родной. Мама ее родом из Работок, их с братом постоянно привозили сюда к бабушке с дедушкой.

— Бабушка была очень верующая, — вспоминает Маргарита Владимировна, — она все время молилась. Из семерых ее детей трое ушли на фронт: два сына и дочь. И все вернулись. Мой папа был политзаключенным, и мама, может, на нервной поч­ве сильно заболела: рак крови. Ее вылечили профессора и бабушкина молитва. В Работках, купеческом селе, православная традиция всегда была сильна.

Когда в начале 1990‑х государство стало возвращать храмы Церкви, сельчане обрадовались: наконец-то их красавец-храм, в годы советской власти превратившийся в продовольственный склад, вновь засияет куполами. Собралась группа активных женщин, среди которых была и Маргарита Владимировна, начали приводить в порядок церковную территорию, обустраивать все внутри, вместе молиться. Об одном переживали: нет священника. Несколько раз ездили просить к владыке Николаю. В 1992 году священник появился — иерей Сергий Лепихин. Вот как он вспоминает свою первую встречу со Спасским храмом:

— Приехали мы с матушкой на автобусе. Пешком пошли от трассы. Я в подряснике и скуфейке. Идем, люди нам улыбаются, здороваются. А мы из города, нам это непривычно. Подходим к храму. Нас встречают три бабушки, радуются: «Ой, мы вас ждем!» Заходим в притвор: голый красный кирпич, все стены израненные, асфальтированный пол, сырость, плесень. Матушка напугалась, а мне сразу стало благодатно и легко. Было состоя­ние внутренней радости, будто это что-то родное мне, кажется, что я здесь родился. Стал матушку убеждать: «А что ты переживаешь? Все делается с Божией помощью».

Восстанавливать храм помогали все: и простые сельчане, и духовные чада отца Сергия из Нижнего Новгорода, и единственное на тот момент предприятие в Работках — ремонтная база волжских судов. С первого дня одновременно со строительными работами в церкви шла горячая молитва.

— Так как не было еще престола, антиминса, полгода мы только служили молебны, панихиды и совершали требы, — вспоминает отец Сергий. — Люди приносили иконы из домов, церковных не было ни одной. На молебен по 150 человек приходило, а крестили за раз более 50‑ти. Приход умножался, я окормлял половину Кстовского района и часть Лыс­ковского. Тогда на расстоянии 30 километров от нас храмы были только в Нижнем Новгороде, Великом Враге, Лыскове и Большом Мурашкине. Много приходилось ездить по деревням: причащать, исповедовать, соборовать, освящать жилища, везде проповедовать. Это было время просвещения.

По велению Богородицы

Через полгода после начала служения отца Сергия в Спасском храме была совершена первая литургия. А предшествовало ей важное событие. Как-то вечером в будний день батюшка задержался в церкви. Около шести часов приходят две женщины с предметом, завернутым в полотно, и одна из них рассказывает такую историю. Ночью во сне явилась ей Пресвятая Богородица со словами: «Я за шкафом в твоей квартире, достань Мой образ и отвези его в село Работки». Женщина прос­нулась, перекрестилась и опять легла спать: сон и сон. Вновь видит во сне Богородицу: «Срочно вставай и сегодня же отвези Мой образ в Работки». Тут она решила все-таки посмотреть за шкафом. А там у стенки стоит икона Божией Матери «Боголюбская», завернутая в старинные женские платки.

Подивилась женщина, но… в Работки решила не ехать. Во-первых, не знает, где это, а во-вторых, в то время и в Горьком, где она жила, уже открылось много храмов. Но Богородица явилась ей во сне в третий раз. Тогда она и собралась в незнакомое село вместе с подругой.

— Я выслушал эту историю, — рассказывает отец Сергий, — и говорю: раскрывайте. Они раскрыли, я смотрю — у меня и сейчас, когда вспоминаю это, мурашки по коже — это же престольный образ нашего храма! На этой же неделе владыка Николай вызывает меня и вручает антиминс, благословляет служить Божественную литургию. Она была на Лазареву субботу. Малым чином освятили престол и весь храм. Народа было очень много. В проповеди я напомнил историю Лазаря, как он умер, а Христос пришел и воскресил. Вот и у нас храм как бы умер на время, но с Божией помощью ожил и стал жить полноценной жизнью.

Места для молитвы

Мы приехали в Работки в будни. Думали, что в храме вряд ли кого застанем, тем более службы в этот день там не было. Ошиблись. Узнав, что приедет корреспондент, поддержать своего настоятеля пришло около десятка прихожан. Первое, что сделал отец Сергий, встретив нас на пороге храма, — предложил помолиться. Любое дело с молитвы начинать нужно!

— Я постоянно хожу сюда на праздники, — рассказывает пос­ле молебна директор местного аграрного колледжа Валерий Смирнов. — Мы люди православные. В работе и в жизни надеемся на Бога. С батюшкой поддерживаем тесную связь. Три года назад, когда я принимал учебное заведение, в первую очередь попросил его благословения. Если надо, мы присылаем в храм учеников, что-то помыть, прибрать. Перед экзаменами они едут туда помолиться. Батюшка тоже частый гость в колледже. Хотим около нашего учебного заведения построить небольшую часовню. Должно быть рядом место для молитвы. Ведь храм далековато от нас — восемь километров.

Еще об одном месте для молитвы с радостью рассказали прихожане Спасского храма. Неподалеку от него строится церковь в честь великомученика Димитрия Солунского. В честь него на этом же самом месте в XVI веке стоял трехпрестольный деревянный храм. А возвести его повелел сам Иоанн Грозный, который во время своего похода на Казань здесь останавливался. Но об этом храме мы еще напишем отдельную историю.

Святыни нашего времени

К сожалению, из старинной утвари и икон Спасского храма ничего не сохранилось. Но не зря говорят, что свято место пусто не бывает. Сейчас в центре храма — старинный деревянный крест. Такие и в городских церквях редко увидишь, говорят, лет 200 ему. А обнаружили крест в одном сарае. Поначалу не могли сдвинуть его с места, настолько тяжелый. Отслужили в храме молебен, и все получилось.

Особая история связана с иконой Божией Матери «Ахтырская». Напомним, она явилась в городе Ахтырка Харьковской губернии в XVIII веке. Священник косил траву и увидел свечение. От найденной иконы стали происходить знамения и чудеса, в том числе исцеление людей. Как-то к иконе приехала баронесса Ведель с двумя малолетними дочками, слезно молилась об исцелении от болезни. Ночью во сне ей явилась Богородица и сказала: «Тебя ждет смерть. Имение раздай по церквам и нуждающимся, а о детях не печалься, Я побеспокоюсь о них». Через пять дней баронесса умерла, перед этим выполнив наказ. Весть обо всем этом дошла до императрицы Елизаветы Петровны, и она взяла сирот ко двору, воспитала их как фрейлин. Одну выдала замуж за графа Панина. К слову, среди владельцев села Работки в XIX веке была графиня Панина. Может, родственница той самой Ведель-Паниной? Но это предыстория. А теперь об иконе из храма.

— Эксперты дали заключение по нашей Ахтырской иконе: она в точности совпадает с образом в Ахтырке, — рассказывает отец Сергий, — и по размеру, и по письму, и по возрасту. Плюс-минус три года. Получается, мы имеем точный древнейший образ! По благословению владыки Николая служим перед ним молебен и поем акафист.

Кто в 1990-е годы принес Ахтырскую икону в храм и знал ли он о ее особой ценности, неизвестно. Но сейчас сотни людей молятся перед этим образом о благополучном замужестве дочерей, вообще о детях, в особенности с ДЦП. В Работки специально приезжают родители с такими детишками, чтобы попросить у Богородицы помощи.

Оксана Москвина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.