Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Читая Писание > «Спасенный из воды»
«Ведомости Нижегородской митрополии» №2 (224) 21:38, 2 февраля 2022

«Спасенный из воды»

Прообраз крещения в судьбе пророка Моисея

Завершив размышлительное прочтение Книги Бытия, мы переходим ко второй части ветхозаветного писания — Исходу. Как показывает название, главным содержанием этой книги служит повествование об исходе евреев из Египта в Землю обетованную, с обстоятельствами, предшествовавшими этому событию и сопровождавшими его. Центральной фигурой истории того времени стал пророк Моисей.

Евреи в Египте

Книга Исхода начинается с повествования о положении евреев в Египте после смерти Иосифа. Как мы помним, семья патриарха Иакова-Израиля — отца Иоси­фа, ставшего правителем Египта, была приглашена фараоном в свои земли. Здесь она быстро увеличивалась и вскоре превратилась в целый народ, который назывался израильским и еврейским, по имени патриарха Евера. По числу 12 сыновей Иакова этот народ разделился на 12 племен или колен. Все они жили в земле Гесем в шатрах и  занимались скотоводством.

Сначала израильтяне ревностно хранили веру отцов, но затем постепенно стали испытывать влияние египетских религий и допускать идолопоклонство. За отступ­ление от веры в Единого Бога Авраама, Исаака и Иакова Господь наказал еврейский народ тем, что они вскоре стали рабами египтян. Как же это случилось?

Когда Иосиф достиг вершины политической власти, Египтом правили фарао­ны гиксосы, то есть семиты, силой захватившие власть в стране. В результате национального восстания против захватчиков они были изгнаны, и к власти вновь пришла династия египетских фараонов. Ненавидя гиксосов, египетский фараон всю свою ненависть излил на евреев, находившихся с ними в кровном родстве.

Видя, как быстро размножается это племя, он обратился к своим чиновникам: «Вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей]» (Исх 1:9–10). В те времена фараон возводил в дельте Нила свою столицу Раамсес, а также Пифом, город зернохранилищ и военных складов. Безоружные израильтяне были источником дешевой рабочей силы. Их толпами сгоняли на строительные площадки и заставляли месить глину и делать кирпичи. Так они трудились изо дня в день, от зари до зари, под палящими лучами солнца, подгоняемые палками.

Фараон, однако, обманулся в своих ожиданиях. Израильтяне продолжали размножаться и в условиях жестоких притеснений. Тогда разгневанный владыка Египта приказал еврейским повивальным бабкам убивать всех новорожденных мальчиков. Но те не запятнали себя детоубийством, больше боясь Бога, нежели фараона. Тогда фараон приказал топить младенцев в Ниле. Земля Гесем погрузилась в траур. Со слезами покаяния израильтяне вспомнили Бога Авраама, и Господь услышал их. Для избавления Своего народа из египетского плена Он избрал пророком и вождем Моисея.

Воспитание Моисея

Особенно ревностную преданность вере отцов в Египте показало колено Левиино, из которого происходили супруги Амрам и Иохаведа. После сына Аарона и дочери Мариам у них родился еще сын. Его необычайная красота указывала матери на его высокое предназначение, поэтому с упованием на Божие попечение она решила скрыть ребенка от слуг фараона.

Во время половодья на Ниле, когда сообщение между селениями в его дельте было затруднено, семейство Амрама жило спокойно. С окончанием половодья скрывать младенца стало невозможно, и тогда Иохаведа положила ребенка в осмоленную корзину и поставила ее в тихой заводи, где любила купаться дочь фараона. Промыслом Божиим царевна обнаружила корзинку, и сердце ее сжалось при виде брошенного всеми прекрасного младенца. Надеясь на отцовскую любовь, она решила спасти и воспитать его.

«Собственная ее воля непроизвольно привела ее к реке, чтобы извлечь из нее того, кто назначен был за потопленных в реке младенцев отмстить потоплением в море, — размышляет преподобный Ефрем Сирин в толкованиях на книгу Исход. — Увидев же младенца, что он прекрасен, дочь фараонова рассудила со своими рабынями, что египетские боги неплодству ее уготовали в реке сына; и она убедилась в той мысли, что сим освободится от поношения; получит великое утешение, и для отца ее будет преемник престола».

Но кто мог бы вскормить еврейское дитя? Царевна спросила об этом оказавшуюся рядом девочку — это была 12‑летняя Мариам, которую мать послала присматривать за корзинкой. Сестра предложила подыскать кормилицу из евреек и с согласия дочери фараона привела свою мать. Так, вскормленный собственной матерью для дочери фараона, младенец был усыновлен ею и назван Моисеем, что значит «спасен из воды».

«По чему же узнала дочь фараона, что младенец был еврейский? Сие показывало обрезание. Из сего видно, что египтяне в то время еще не обрезывались: впоследствии же, соревнуя евреям, приняли закон обрезания», — пишет блаженный Феодорит в толкованиях на Книгу Исход.

«Так в реке увидел свет, кто брошен был в реку, чтобы лишиться там света», — продолжает преподобный Ефрем Сирин. По учению святителя Григория Нисского, Моисей, спасенный водой, знаменовал спасение от воды, то есть таинство Крещения.

При дворе фараона Моисей освоил все науки, развитые в то время в Египте. Получив блестящее образование, он, тем не менее, сохранил себя от идолопоклонства и с помощью Божией утверждался в вере отцов. Сын своего народа, он глубоко переживал его бедственное положение и даже отказался именоваться сыном дочери фараона.

Впервые на Синае

Когда Моисею исполнилось 40 лет, однажды он в очередной раз увидел, как египтянин безжалостно бьет обессилевшего еврея, и в порыве негодования «убил египтянина и скрыл его в песке». На другой день он разнял ссорящихся евреев и укорил сильнейшего. Тому не понравилось вмешательство Моисея, он вызывающе спросил: «Кто поставил тебя начальником и судьею над нами? Не думаешь ли убить меня, как убил египтянина?» В лице этого еврея израильский народ уже тогда противился признавать Моисея своим вождем. Для освобождения Израиля необходима была крепкая помощь свыше.

Вскоре известие об убийстве египтянина дошло до фараона. Во избежание смертной казни будущему вождю евреев пришлось спешно бежать из Египта. Моисей направился в южную часть Синайского полуострова, которой владели мадианитяне — потомки Авраама через Хеттуру. После многодневного пути он остановился у колодца и увидел, как ватага пастухов, чтобы напоить скот, грубо отог­нала девушек-пастушек с их овечками. Вознегодовав, Моисей прогнал наглецов. Девушки оказались дочерьми мадиамского священника Иофора-Рагуила. Как религиозный и гражданский глава своего племени он носил два имени. Благодарный отец пригласил Моисея в дом, а когда узнал, что он странствует и состоит с ним в родстве через Авраама, охотно принял его в лоно своей семьи.

Жизнь семейства дышала патриархальностью и свободой. Моисей женился на дочери священника Сепфоре, и у них родились два сына: Гирсам, что значит «я стал пришельцем в чужой стране», и Елиезер («Бог избавил меня от меча фараона»). На Синае Моисей пас овец Иофора. В постоянных переходах со стадами он имел возможность ознакомиться с полуостровом, его холмами, ущельями, долинами, тропинками и родниками. Знание местности впоследствии понадобилось вождю израильтян, чтобы вести их из Египта. Годы на Синае послужили для Моисея временем очищения и внутреннего совершенствования. Еще через сорок лет Господь призвал его на великий подвиг.

Подготовил иерей Сергий Ураков

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.