Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > Стоять ли тополем на Плющихе?
«Ведомости Нижегородской митрополии» 14 (146) 15:09, 19 июля 2018

Стоять ли тополем на Плющихе?

Эта тема, пожалуй, одна из самых животрепещущих в жизни верующих. В разные времена люди задавались вопросом, почему встреча с Богом — всемогущим, всеведущим — обязательно должна быть связана с пространственно-временной конкретикой? Ему же открыты глубины человеческого сердца, он видит самые дальние его уголки, знает мысли и чувства любого. И все-таки необходим обряд. Почему? Об этом говорим сегодня и мы с нашими читателями.

Довольно часто в разговоре и светской прессе таинства Церкви называют обрядами. Допустимо ли это, и в чем разница? Что понимать под словом «обряд»?

— Таинства Церкви нередко по незнанию называют обрядами. И хотя эти понятия близки по значению, все же есть серьезное различие. Таинство — это священнодействие, через которое христиане получают невидимую Божию благодать, обряд — это сам порядок совершения и таинства, и любой другой церковной службы. Обряд — это чинопоследование богослужения, его особенности и отдельные частные моменты, те или иные символические действия священника, молитвословия и т. д. Например, брак — таинство, но в его церковном последовании есть обрядовая составляющая — обмен кольцами, ведение вокруг аналоя, благословение иконами.

Другими словами, таинство — это содержание, а обряд — форма. Любое содержание должно быть заключено в определенную форму, иначе оно не будет восприниматься людьми.

Таинств Православная Церковь насчитывает семь:

  • Крещение,
  • Миропомазание,
  • Елеосвящение (соборование),
  • Венчание,
  • Покаяние (исповедь),
  • Священство (рукоположение),
  • Причащение (Евхаристия).

Их установил сам Иисус Христос. Он сказал: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф 28:19–20). Обряд установили люди, совершающие таинства. Кроме того, обрядом называют богослужение, которое не входит в число семи церковных таинств; в этом смысле обрядами, например, являются водосвятные молебны или панихида.

Зачем в Церкви столько обрядов? Христос же не совершал многого из того, что сейчас заведено. Например, Евхаристия на Тайной вечере была не такой, как сейчас на литургии. И в первые века христианства крещение было проще и короче…

— Обряд является важной составляющей любой религиозной практики. Именно он эмоционально настраивает человека на общение с Богом. Конечно, со временем многое меняется. Христос на Тайной вечери показал апостолам пример Евхаристии, но и к ней была особая подготовка.

«В первый день опресноков, когда заколали пасхального [агнца], говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим. И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним, и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам» (Мк 14:12–16). Во время Тайной вечери Христос совершал обряды, которые употреблялись в то время в богослужении.

Если мы посмотрим на древние литургии, они были значительно сложнее и продолжительнее по времени. Даже литургия святителя Василия Великого была несколько сокращена святителем Иоанном Златоустом. Да, крещение было проще, но и это относительно. И в апостольские времена велись с крещаемыми катехизаторские беседы. Вспомните крещение евнуха апостолом Филиппом. У некоторых протестантов крещение происходит проще, чем у нас, но это вовсе не значит, что оно претендует на образец. А, например, у баптистов, напротив, крещение совершается очень торжественно, в нем участвует вся община. Протестанты не крестят младенцев, а мы и католики крестим. В разных христианских конфессиях сложились свои традиции, и они имеют глубокие корни. Кому-то кажется: все бы попроще да поскорее, но это не всегда правильно и нужно.

Так ли обязательно читать полностью утреннее и вечернее молитвенное правило? Я утром просто не успеваю вычитать даже тот укороченный вариант, который себе определила. Просто времени не хватает. И посты строго не получается соблюдать. Ведь главное — вера… Я регулярно хожу в храм, причащаюсь, к причастию готовлюсь очень строго. И, честно говоря, не чувствую, что делаю что-то неправильно. Некоторые соблюдают все внешние правила, а поступки иногда совершают прямо-таки не христианские. Но моя подруга говорит, что обряды и молитвы — это своего рода упражнения для души. Хочешь иметь стройную фигуру — занимайся физическими упражнениями. Хочешь, чтобы в душе все было в порядке — соблюдай обряды. Кто прав?

— Обряд для верующего человека очень важен, но обрядовость не должна преобладать над содержанием того или иного религиозного действия, не должна стать главной. Вспомним, как рьяно старообрядцы отстаивали двуперстие и другие обряды. Но разве это главное в религии, в духовной жизни? Соблюдение внешних правил (например, платок на голове женщины) не гарантирует внутреннее содержание, благочестивое отношение к посещению храма в данном случае. Молитвы утреннего и вечернего правил являются образцами для нас — они показывают, как мы должны молиться, о чем просить Бога. Но никто не запрещает нам и своими словами молиться. В то же время выполнение правил и соблюдение постов имеет для нас важное значение, оно дисциплинирует нас, укрепляет нашу волю, поэтому надо стремиться к  соблюдению правил — для души это очень полезно. Действительно, для фигуры нужна физкультура, а для души — молитва. Древние говорили: молись, и ты получишь в здоровом теле здоровый дух.

Не знаю, как поступить. Довольно часто у нас в храме я вижу, что люди, скорее всего, неофиты, ведут себя не совсем правильно. Неправильно крестятся, руки перед причастием складывают, не вовремя поклоны кладут. Меня так и подмывает сказать им об этом. Нет, не сделать строгий выговор, а кротко вразумить, по-доброму. Стоит ли это делать? Или лучше не смущать человека, пусть эту ситуацию разрешают катехизатор и священник?

— Для научения неофитов правилам в церкви поставлены специальные люди. Другое дело, что их не хватает, поэтому и видим ту картину, которую вы описали. Но по большей части все мы учимся в процессе церковных служб. Человек видит, как поступают другие, и сам старается так делать. А вот тот, кто замечает неправильности… Скорее всего, он сам не молится, а наблюдает за окружающими, подмечает недостатки, ему уже не до молитвы. Апостол не случайно сказал: «Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить» (1 Кор 14:34). Это не значит, конечно, что женщине запрещено учить в храме. В этом же Послании апостол Павел пишет: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову» (1 Кор 11:5). Пророчествовать в апостольский век означало учить. Слова апостола о молчании можно отнести ко всем молящимся — и к женщинам, и к мужчинам. Речь о том, чтобы своими поучениями не мешать богослужению, молитвам людей, не привносить в ход службы нестроения. А подсказать что-то о том, как правильно осенять себя крестом и т. д., можно после службы, в спокойной обстановке и без морализаторского тона. Тогда будет польза. Это, кстати, касается и катехизаторов.

Я не так давно стал посещать храм, и однажды в выходной оказался на литургии в одной сельской церкви. Когда начался Евхаристический канон, все прихожане встали на колени. Такого в моем храме не заведено. С другой стороны, я слышал, что в воскресные дни не положено делать земные поклоны. Получается, что в этой церкви нарушают каноны? Встать на колени я не решился. И не потому, что было жаль запачкать брюки. Так и стоял, как тополь на Плющихе. Чувствовал себя неловко. Нужно ли поддаваться этому общему настрою, даже если ты чувствуешь, что окружающие не правы?

— Есть такая поговорка: в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Но у нас «монастырь» не чужой, все православные церкви подчиняются одному Уставу. Но… заводятся местные традиции, нередко устав искажающие, но настолько укоренившиеся, что исправить их, если и удастся, то с великим трудом. Вы правы, в воскресный день земные поклоны не делаются, это, по словам отцов, «унижает достоинство праздника». Но так в данной церкви настоятель, а за ним народ понимают выражение благочестия и становятся в воскресенье на колени. Стоит ли зашедшему случайно в храм делать замечание старожилам? Бессмысленно. Они все равно будут делать по-своему. Можно постоять «тополем» среди коленопреклоненных прихожан, но этим вы вызовете у них в душе осуждение, а надо ли? Может быть, в этом случае сделать так, как делают они, а после службы, если уж так хотите, поговорить со священником?

Вспомнился пример с Великим каноном святого Андрея Критского. Как принято, все при чтении этого канона становятся на колени, но некоторые стоят «тополями». А ведь в этом случае именно они выполняют требование Устава, который не предписывает коленопреклонение при чтении Покаянного канона. Но по благочестивой традиции молящиеся становятся на колени. Кто здесь прав? Формально те, кто делают по уставу. А неформально? Пусть молится каждый так, как на сердце ляжет, не мешая другим и не осуждая никого.

Есть ли в Православной Церкви обряды, которые пришли к нам из других христианских или, может быть, иных конфессий?

— Так как Русь до принятия христианства была языческой, то некоторые обряды из язычества были приняты Православной Церковью, которая наполнила их новым содержанием. Например, украшение храмов в день Пятидесятницы березовыми ветвями и травой, некоторые масличные обряды, а также поминальная трапеза. Но остались жить в народе и такие обряды, с которыми Церковь продолжает бороться. Это гадания накануне праздников Рождества Христова, Крещения Господня. Сюда можно отнести и некоторые святочные ритуалы. В основном же Православная Церковь имеет свои религиозные обряды, которые помогают верующим идти к Богу по правильной дороге.

Протоиерей Владимир Гофман

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.