Во 2-й и 3-й главах книги Деяний святых апостолов упоминается об обращении в веру Христову почти 8000 человек. Казалось, что Евангелие в скором времени завоюет сердца и умы всего богоизбранного народа. Однако дело Божие совершалось не без трудностей. Проповедь апостола Петра в притворе Соломона Иерусалимского храма, произнесенная по причине чудесного исцеления инвалида и увенчавшаяся большим числом уверовавших, привлекла внимание священноначалия храма. Оно посчитало выступление апостола нарушением благочиния.
Храмовая стража арестовала апостолов Петра и Иоанна. Поводом для недовольства послужило то, что апостолы, не имея, по мнению левитов, законного права, учат народ и говорят о воскресении мертвых, которое отвергали саддукеи (Деян 4:2). Узников оставили в темнице до утра.
Все дело в чуде
Синедрион собрался на следующий день, что говорит о той значимости, которую судьи придали событию (Деян 4:5–22). Места на заседании заняли те, кто упоминается и в суде над Христом, — первосвященники Анна и Каиафа, а также члены первосвященнического рода Иоанн и Александр. «Начальник стражи храма» (саган) — вторая по значению должность после первосвященника. Обычно ее занимал сын первосвященника, и в его полномочия входило наблюдать за порядком богослужения и руководить службой безопасности Храма.
Первым прозвучал вопрос об исцелении: призванием чьего имени Петр и Иоанн сделали это? Члены синедриона хотели собственным признанием подсудимых обосновать обвинение в ереси и богохульстве, либо в мятеже, если чудо совершено именем Иисуса Христа, осужденного как самозванца и богохульника. Но вопрос имел и более тонкую цель. Формально храмовое благочиние было нарушено не чудом, а проповедью апостола Петра. Поэтому сначала нужно было бы поинтересоваться сутью проповеди. Но если доказать, что проповедники совершили ложное чудо, тогда можно будет опровергнуть их речь, дискредитировать их в глазах народа и опорочить их веру.
Сама форма вопроса говорит об убеждении, что чудо сопровождается упоминанием имени Бога, силой которого оно совершается. И оно должно быть идентифицировано принадлежностью какому-либо могущественному существу. Такая характеристика помогала определить подлинность или подложность сверхъестественного явления. В понимании синедриона, истинными могли быть признаны чудеса только от имени Единого Бога и совершенные ортодоксальными праведниками.
Обвиняемый обвиняет
Святой Петр ждал этого вопроса и начал свою речь, вдохновляемый Святым Духом. Отдавая должное почтение власти, апостол все-таки высказывает укор за то, что должен оправдываться перед судом из-за благодеяния. И далее, отвечая на вопрос, говорит, что чудо совершено именем Иисуса Христа Назорея — Того Самого, Которого члены синедриона распяли. Ссылаясь на пророчество псалма (117:22), апостол подтверждает, что Иисус Назорей и есть Мессия, что Распятый ими сделался крае-угольным камнем, то есть фундаментом нового здания Царства Божия на земле, и что только Его именем можно получить спасение, так как Он Один — Искупитель человечества от греха, проклятия и смерти.
Эти слова произвели на членов синедриона столь сильное впечатление, что те не знали, на что им решиться. Их поразила необычайная смелость Петра, с которой он исповедал Христа и из положения обвиняемого стал обвинителем, изобличив их в убиении Мессии. Наконец они стали узнавать в них Христовых учеников, и убеждались в том, что те продолжают столь ненавистное им дело Назарянина. Однако присутствие исцеленного налагало на уста судей печать молчания. В результате всего, что произошло за последнее время, начиная со дня воскресения Христова, ими овладела нерешительность, а потому их приговор после совещания был весьма мягким: запретить проповедь об Иисусе Христе. Такое распоряжение могло появиться только в результате растерянности.
«Какое безумие, — комментирует святитель Иоанн Златоуст, — зная, что Христос воскрес, и имея в этом доказательство Его Божества, они надеялись своими кознями утаить славу Того, Кто не удержан был смертью. Что сравнится с этим безумием? И не удивляйся, что они опять замышляют дело несбыточное. Таково уж свойство злобы: она ни на что не смотрит, но везде бывает в замешательстве».
С мужеством и смелостью отвечают на это запрещение апостолы. Они прямо заявляют, что не могут не проповедовать о том, чему сами были свидетелями. Страх синедриона перед народом не дал возможности причинить им зло: они были отпущены на свободу.
В этом событии очевидна нравственная победа учеников Христовых, но видны и грозные признаки предстоящих первым христианам гонений за веру. Ответ апостолов синедриону дает указание, как поступать, когда земные власти требуют чего-либо противного Закону Божиему и совести.
Сила общей молитвы
После освобождения апостолы Петр и Иоанн вернулись в общину. Их рассказ о произошедшем воодушевил христиан, и все собрание обратилось к Богу с горячей молитвой (Деян 4:23–31).
Это первое дошедшее до нас свидетельство о христианской общественной молитве. В ней верующие искали утешения и ободрения, испрашивая у Бога помощи в проповеди Истины. Созвучно с угрозами синедриона в основу молитвы было положено изречение Давида (Пс 2:1–2), в котором с евангельской наглядностью изображается восстание против Мессии и в Его лице — против Самого Бога Отца. На Господа Иисуса восстали в Иерусалиме язычник Пилат, царь Ирод и иудеи, чтобы, сами того не ведая, исполнить предопределенное в Божием совете искупление человечества через убиение Сына Божиего.
Невозможно остановить благовестие о распятом и воскресшем Мессии — в этом был основной смысл молитвы. Но завершается она не ответными проклятиями и не прошением об избавлении от страданий, а просьбой о даровании смелости и дерзновения проповедовать о Христе, подкрепляя эту проповедь знамениями и чудесами.
На молитву горячей веры Бог ответил колебанием земли, что стало символическим выражением силы Господа, Который никогда не оставит учеников беспомощными перед лицом врагов. Первое же противодействие апостолам вызвало в учениках еще больший духовный подъем и еще более активную проповедь.
Право синедриона: процессуальные ошибки Великий синедрион (евр. «санхедрин» от греч. συνεδρα — «заседание») был в Иудее высшим органом управления и судопроизводства, начиная с эллинистического периода. Раввинистическая традиция идентифицирует его с советом старейшин — «герусией» (Числ 11:16). Было ли законным его решение в деле Иисуса Назарянина?
Учреждение синедриона приписывается первосвященнику Ездре, жившему в V веке. Именно он положил начало традиции строительства синагоги в каждом городе, где была еврейская община. Именно синедрион стал воплощением теократии, к которой вернулся израильский народ после Вавилонского плена и отказа от восстановления монархии.
Юрисдикция синедриона формально распространялась только на Иудею, но моральный авторитет делал его решения значимыми для всего иудейского мира. В области религиозного права он был апелляционным судом последней инстанции, и все региональные суды (малые синедрионы) должны были ему подчиняться. В компетенции синедриона находились не только религиозные, но и гражданские, и уголовные разбирательства. Что касается права вынесения смертного приговора, Евангелия и книга Деяний показывают, что оно у синедриона было, без полномочий приводить такие приговоры в исполнение. Римская власть решениям синедриона могла следовать, но оставляла за собой право проводить собственное расследование.
В Талмуде, в разделе Мишна, описана процедура судопроизводства малых синедрионов, по которой можно частично восстановить принципы заседания Великого синедриона, состоявшего из 71 члена.
В частности, заседания проходили только днем, решение принималось путем голосования. Оправдательный приговор принимался при условии простого большинства и оглашался в тот же день. Обвинительный — только при поддержке двух третей голосов и только на следующий день. Руководящим принципом была «презумпция невиновности». Допрос свидетелей производился индивидуально. В субботы и праздники собираться было запрещено. Учитывая особенность вынесения обвинительного приговора, заседания не проводились и накануне.
Таким образом, дело Иисуса Христа было проведено с грубыми нарушениями процедуры. Во-первых, суд проводился ночью и накануне Пасхи. Свидетелей допрашивали не поодиночке, и смертный приговор был оглашен сразу же после заседания. Возникает серьезный вопрос о количестве участников ночного судилища, ведь, как известно, Никодим и Иосиф Аримафейский были членами синедриона, но на собрании отсутствовали. Наконец дело было составлено с нарушением презумпции невиновности: судьям был нужен малейший повод, чтобы вынести заранее принятое решение.
Материалы подготовил протоиерей Алексий Белецкий
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.