Главная > К 350-летию Нижегородской епархии > Сведущий в богословии, твердый в характере
«Ведомости Нижегородской митрополии» №8 (230) 16:35, 11 мая 2022

Сведущий в богословии, твердый в характере

Путь первого нижегородского митрополита Филарета

В истории он остался как владыка, сведущий в богословии и твердый в характере. С имени митрополита Нижегородского Филарета открывается список святителей земли нижегородской. Первый архиерей Нижнего Новгорода с момента учреждения самостоятельной Нижегородской епархии. Личность сильная и яркая, свидетель и участник важнейших исторических событий своего времени, укрепивший авторитет земли нижегородской.

Избран единогласно

Будущий митрополит Филарет родился в начале XVII столетия, предположительно в пределах нижегородских. В биографии его много неясностей: обстоятельства рождения, воспитания, пострига в монашество, а также светское имя неизвестны. Очевидно, он имел образование, усовершенствованное собственными усилиями и трудами. Это подтверждается  его деятельным участием в церковном Соборе 1666–1667 годов, где решалась судьба старообрядчества, а патриарх Никон был лишен сана.

По свидетельству историков, еще в молодые годы Филарет удалился от мира в Макарьево-Желтоводскую обитель, незадолго до того возобновленную после 170‑летнего запустения. Здесь он, вероятно, и был пострижен в монашество. С этого времени и до самой смерти он питал особенное расположение к этому монастырю, где провел также свои последние годы на покое и там же почил.

До 1658 года Филарет был игуменом вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. В этом же году поставлен архимандритом нижегородского Печерского Вознесенского монастыря, крупнейшего в Поволжье, которым управлял до ноября 1659 года. После этого поставлен архимандритом владимирского Рождественского монастыря, знаменитого своей древностью и прославленного почивавшими в нем мощами святого Александра Невского. Там Филарет оставался архимандритом до 1672 года.

Здесь же архимандрит Филарет стал известен греческим патриархам Паисию Александрийскому и Макарию Антиохийскому, а через них и самому царю Алексею Михайловичу. Патриархи были во Владимире проездом на соборный суд обвиняемого перед царем Никона. С соизволения Алексея Михайловича они послали архимандриту Филарету грамоту, в которой ему, как достойному мужу, давалось право носить скрижали на мантии и архиерейский посох во время богослужения. Вскоре награжденному довелось быть в Москве, а затем ехать вместе с новоспасским келларем Варлаа­мом Палицыным к опальному патриарху Никону, чтобы вручить предписание царя явиться на Архиерейский собор, где в числе прочих было принято решение и об учреждении Нижегородской епархии. Это произошло 24 марта 1672 года.

— С именем митрополита Филарета связана важная веха в истории Нижегородской епархии — ее становление, — рассказывает настоятель Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин). Новоучрежденная епархия была сравнительно большой и включала в себя Нижний Новгород, Алатырь и Курмыш. Она выделялась из территории патриаршей области, и для управления ею нужен был муж опытный и благонадежный. Выбор пал на архимандрита Филарета, который был избран единогласно и назначен митро­политом Нижегородским и Алатырским. Нижегородцам он был уже знаком, поскольку до этого настоятельствовал в Вознесенском Печерском монастыре.

Рукоположение новопоставленного архипастыря прошло в Успенском соборе Москвы 2 июня 1672 года. В сан митрополита Филарета возводили иерархи Российской Церкви, между которыми первенствовал митрополит Новгородский Питирим, через месяц после того избранный Патриархом. В тот же день в Чудовом монастыре новопосвященный Филарет вместе с другими митрополитами присутствовал при крещении будущего венценосца Петра Великого, трехдневного младенца.

На нижегородской кафедре

Прибыв из Москвы в новоучрежденную Нижегородскую епархию, Филарет нашел свою паству многолюдной (по сведениям «Нижегородского летописца», в епархии насчитывалось 368 церквей), но «страждущей от раскольнической язвы». Умножение расколов, распространение которых, собственно, и ускорило учреждение Нижегородской епархии, при всех стараниях митрополита Филарета, не могло быть остановлено. Этому препятствовали недостаток ученого духовенства и частые отлучки митрополита к Патриарху, мешавшие ему самостоятельно  заниматься делами раскольников.

В Москву владыка Филарет выезжал часто, очевидно, за получением наставлений касательно устройства новооткрытой епархии. Там приходилось ему бывать и на торжественных собраниях, церемониях и процессиях. В 1682 году, например, он присутствовал при объявлении царем Петра Великого, был свидетелем стрелецких бунтов, находился при короновании царей Иоанна и Петра Алексеевичей, заседал на Соборе в Грановитой палате против Никиты Пустосвята и других раскольников и подписался, при уничтожении местничества, под Соборным деянием. В том же 1682 году, 4 апреля, он участвовал в церемонии посвящения в Московском Успенском соборе святителя Митрофания из игуменов Макарьево-Унженского монастыря в епископа Воронежского.

Несмотря на частое пребывание вне своей епархии, митрополит Филарет деятельно заботился об обращении нижегородских инородцев в христианскую веру и утверждении их в ней при помощи преданных ему лиц. Своей заботой о благосостоянии епархии он заслужил благоволение у царей Алексея Михайловича, Иоанна и Петра Алексеевичей, жаловавших его угодьями и сберегательными грамотами.

Заслужил он и расположение к себе именитых бояр, а также нижегородского купечества. К числу особенных его благотворителей можно отнести живших в Нижнем Новгороде Строгановых, жертвовавших деньгами и ризницей. В один год с украшением кафедрального собора была достроена и освящена каменная нижнепосадская Предтеченская церковь, сооруженная Гаврилой Дранишниковым на месте бывшей деревянной.

Ко времени управления епархией митрополитом Филаретом относятся два пожара, отмеченные в нижегородских летописях. В первый, 26 августа 1683 года, помимо многих зданий Нижнего посада сгорели четыре церкви, а во второй, 29 июня 1685 года, кроме Пятницкой церкви, сгорел «без остатку» находившийся близ нее, под кремлевской горой, существовавший с половины XIV столетия Зачатьинский девичий монастырь с церковью, кельями и прочими зданиями.

На восстановление старых и строительство новых храмов в Нижнем Новгороде требовались немалые средства. Нижегородское купечество дея­тельно откликалось на нужды епархии и делало щедрые вклады на храмы. Существенную роль в этом сыграл митрополит Филарет, умевший привлечь внимание влиятельных людей к делам благотворительности.

До глубокой старости

Управление Филаретом Нижегородской епархией продолжалось 14 лет, до 7 марта 1686 года. К тому времени его здоровье сильно пошатнулось. Последние восемь лет жизни он с разрешения Патриарха Иоакима провел на покое в Макарьево-Желтоводском монастыре. Об этом, не надеясь на свои силы,  он просил в письме патриарха, чтобы ему по причине болезни позволено было освободиться «от священноцерковнослужения и всякаго архиерейского управления, а быть по обещанию в Макарьевском монастыре».

С величайшей радостью получил больной митрополит Патриаршую грамоту, согласную с его намерением. Впрочем, при всех своих немощах Преосвященный Филарет и в последние годы своего правления продолжал исполнять все епархиальные дела с надлежащей точностью. В год увольнения, например, он давал распоряжения касательно новокрещенцев Терюшевской волости для утверждения их в христианской вере.

В 1694 году, незадолго до кончины, митрополит Филарет принял схиму с именем Феодосий. В тот же год 29 сентября он скончался в любимой Желтоводской обители. Отсюда 4 октября тело его с подобающей честью было перенесено в Спасо-Преображенский кафедральный собор и торжественно погребено его преемником митрополитом Павлом, который вместе с паствой оплакал своего благодетеля.

Подготовила Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.