Областной центр и древнее село Бортсурманы, ныне Пильнинского района, разделяют ни много ни мало 175 км — почти три часа на экскурсионном автобусе Паломнического центра Нижегородской епархии. Этот уголок Нижегородчины прославился подвигом праведного Алексия Бортсурманского, жившего в одно время с преподобным Серафимом Саровским. Сейчас в селе действует возрожденная Успенская церковь, под сводами которой покоятся мощи угодника Божия. Драгоценная святыня притягивает к себе верующих, как некогда притягивал и сам благочестивый священник Алексий Гнеушев.
Почерпнуть и сохранить благодать
Субботнее утро. Часовая стрелка приближается к шести. К Царскому павильону на Московском вокзале подъезжает большой автобус, который через несколько минут наполняется людьми. Несмотря на ранний час, они бодры, улыбчивы и приветливы. Конечно, ведь это паломники! Они рады возможности помолиться в святом месте, куда еще старец Серафим посылал жителей близлежащих мест, говоря, что у них нет необходимости ехать в Саров — есть свой источник благодати.
Не только в Бортсурманы попадут легкие на подъем богомольцы в этот весенний день. В программе поездки еще одно удивительное место: кстовская земля, живописный берег Волги, село Великий Враг, храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Здесь православные путешественники завершат свою насыщенную дневную программу. А пока в автобусе звучат проникновенные слова молитвы о путешествующих. Ее возносит сопровождающий группу протоиерей Андрей Кириллов.
— Главное для паломника — почерпнуть и сохранить благодать от святых мощей, от икон, от общения друг с другом, — нацеливает спутников священник.
Всегда интересно автобусные паломничества совершать в сопровождении экскурсовода. Ты не просто смотришь в окно наедине со своими думами, а слушаешь и пропускаешь через себя рассказы о духовных подвигах святых подвижников. Размышляешь о православных праздниках, о роли Церкви в жизни человека. На всем протяжении пути экскурсовод Паломнического центра Анна Велижанина говорила о значении паломничества в жизни христианина. Вместе с ней мы вспомнили, откуда произошло это слово, как путешествовали наши предки, дерзавшие пешком идти на Святую землю, в город славы Христа — Иерусалим. А цель паломничества? Конечно, это не просто интересные впечатления, а молитва. Собственно, и духовная жизнь христианина начинается не с путешествий, а с покаяния.
Покаяние и Причастие — два крыла христианина. Покаяние — это один из самых удивительных даров, которые падший человек получил от Господа. Праведный Алексий Бортсурманский, к мощам которого мы спешили в то солнечное мартовское утро, в этом делании преуспел. Но не сразу, а пройдя через падение. В автобусе стояла идеальная тишина, когда Анна Олеговна рассказывала житие святого.
Святые всегда рядом
В жизни священника Алексия Гнеушева, родившегося в 1762 году, событий было много, но одно стало поворотным. Он своими глазами увидел Ангела. Произошло это при печальных обстоятельствах.
Первое время своего служения сельский батюшка не отличался строгостью жизни и, случалось, предавался пьянству. Как-то ночью к нему пришли из соседнего села — звали причастить умирающего. Но не спешил он выполнить свой священнический долг, а рассердился и прогнал просителей. Только уснуть ему не удалось. Все мерещился умирающий крестьянин. Наконец он не выдержал и поехал… Застал его священник уже мертвым, лежащим на лавке под образами. А рядом стоял Ангел со святой Чашей в руках. Видение настолько поразило батюшку, что он упал на колени перед покойным и всю ночь молился. В Бортсурманы он вернулся другим человеком. С этого дня отец Алексий всего себя посвятил служению Богу и людям, вел праведную и чистую жизнь.
В ответ на деятельное и искреннее покаяние Господь даровал прежде нерадивому пастырю благодатную силу исцелять больных и даже воскресить умершего ребенка. Молва о бортсурманском праведнике разлетелась по всей нижегородской земле.
Узнал об усердном молитвеннике и старец Серафим Саровский. Он высоко ставил духовный подвиг своего современника и говорил про него так: «Сей человек своими молитвами подобен свече, возжженной пред престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте». Когда к батюшке Серафиму приходил кто-то из той местности, где жил отец Алексий, он отсылал его обратно. Саровский чудотворец уверял паломников, что у них есть свой ходатай перед Богом.
Господь даровал праведнику долгую жизнь — 85 лет. Отец Алексий Гнеушев служил в Успенском храме и упокоение нашел здесь же, за алтарем. За время земной жизни он сотворил немало чудес. По молитвам к праведному Алексию они не прекращаются и поныне. К лику святых знаменитый уроженец пильнинской земли был причислен в августе 2000 года. С тех пор не иссякает поток людей, почитающих его цельбоносные мощи.
В гости к батюшке Алексию
За поучительным и живым рассказом экскурсовода время пролетело незаметно. Мы уже под стенами Успенского храма. В советские годы он, как и тысячи таких же, был закрыт и осквернен. А ныне несломленный исполин облачился в строительные леса. Это хороший знак! Значит церковь нужна людям. Местные жители, священство и благотворители хотят видеть дом Божий обновленным, благоустроенным, светлым.
Скоро начнется литургия, читают часы. Ноги сами идут к раке со святыми мощами. Над ней горят три лампады. Рядом ростовая икона праведника. Отец Алексий на ней в священническом облачении, правая рука застыла в благословляющем жесте, в левой — свиток. Резная деревянная гробница украшена славянской вязью: «Блажени непорочнии в путь, ходящие в законе Господнем».
Исповедуют сразу два священника — два отца Андрея: сопровождающий нас протоиерей Андрей Кириллов и настоятель храма протоиерей Андрей Смирнов. Две очереди к таинству Покаяния. В Великий пост даже те, кто редко посещает храм, приходят на исповедь, чтобы примириться с Богом и собственной совестью. Святых Христовых Таин причастились почти все, кто оказался в это утро в гостях у бортсурманского праведника.
После литургии прихожане и гости храма не спешат расходиться. Протоиерей Андрей Кириллов совершает панихиду по усопшим, а затем и молебен с чтением акафиста у мощей праведного Алексия. Далее — проповедь, в которой еще раз за размышлением о житии святого черпаешь для себя важные выводы о силе подлинного покаяния. Настоятель храма, сняв одну из лампадок над гробницей своего святого предшественника, помазывает елеем всех молящихся.
За последнее время в храме многое изменилось. Вглядываюсь в резную красоту нового четырехъярусного иконостаса и вижу пять райских птиц. Образ рая на земле. На иконостасе изображены подвижники благочестия разных времен и народов. Обращаю внимание на образ равноапостольного Кирилла, учителя Словенского. Редко в каком храме можешь увидеть на иконостасе его изображение.
Украшают сельскую церковь сразу две иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица», с молитвами к Матери Божией перед ними обращаются онкологические больные, коих сейчас немало. Здесь же — иконы святителей Николая Чудотворца, Иоанна Златоуста и великомученика Пантелеимона с частицами их мощей.
После богослужения спешим в трапезную Успенского храма. Почти четыре часа за молитвой — самое время подкрепиться. Нас ожидал простой постный горячий обед. Но вкус такой, что чувствуешь и любовь, и гостеприимство.
После трапезы гуляем по церковной территории. За алтарем видим несколько захоронений, в том числе могилу праведного Алексия. Он всю жизнь служил в этом храме, не покидал его до самой кончины. После канонизации мощи его были подняты из земли, и сейчас могила пуста, но люди все равно сюда приходят. Церковный сад стал местом молитвы.
Казанский храм в большом овраге
Великий Враг — «большой овраг» — это по пути из Бортсурман. Около двух часов в пути — и мы из Лысковской епархии перемещаемся в Нижегородскую. Здесь не одно советское десятилетие храм в честь Казанской иконы Богородицы служил духовным маяком для верующих посреди царящего повсюду безбожия. И до сих пор сохранил уникальные памятники русской старины.
Синий храм с золотыми куполами и шатровой колокольней, построенный за 20 лет до нашествия Наполеона, виден всем, кто проплывает по великой русской реке. Здесь мы стали участниками всенощного бдения.
В 1903 году дивная волжская панорама запала в душу протоиерею Иоанну Кронштадтскому. Он благоволил посетить Казанский храм, но прибыл в Великий Враг не по воде, а на тарантасе. В памяти народной сохранился этот любопытный факт.
В те годы благотворителем Казанской церкви был известный нижегородский хлебопромышленник, купец I гильдии Матвей Емельянович Башкиров. Человек со щедрым сердцем. На его средства украшалась и ремонтировалась церковь, было построено здание церковно-приходского училища. Помогал он и местным жителям, многое сделал для благоустройства Великого Врага.
Сквозь богоборческий XX век деревянный храм прошел без единой утраты. Более того, прихожане сумели сохранить древнейшие святыни: подаренную Иваном Грозным Казанскую икону Божией Матери и образ Николая Чудотворца, который передал в Великий Враг первый русский царь из династии Романовых Михаил Федорович.
Казанский образ Богородицы установлен рядом с иконостасом и привлекает в Великий Враг паломников со всей страны. А вот древняя икона Николая Чудотворца находится в алтаре, и увидеть ее не получится. Однако нам, нижегородским паломникам, отец Андрей Кириллов вынес этот образ! Мы с благоговением рассмотрели реликвию и приложились к ней. Нечаянная радость для паломников!
Среди святынь церкви есть и икона праведного Алексия Бортсурманского с частицей его мощей. Увидеть ее было особенно приятно. Почитание святого старца распространилось по русской земле.
Приезжайте в Бортсурманы! Не обходите стороной и древний храм в Великом Враге! Чудеса Божии по молитвам наших святых по-прежнему совершаются. И паломники это точно знают.
Марина Бригатова. Фото Натальи Гордовой
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.