Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Читая Писание > Тиран Ирод и Владыка Христос
«Ведомости Нижегородской митрополии» 13 (211) 21:30, 15 июля 2021

Тиран Ирод и Владыка Христос

Был ли какой-то смысл в массовом убийстве детей в Вифлееме?
Бегство в Египет. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

По страницам истории Нового Завета мы приблизились к сюжету, который непосредственно связан с Рождеством Христовым. Творец мира, соделавшийся ради спасения людей беззащитным Младенцем, претерпевает первые искушения от человеческой злобы — бегство в Египет под страхом смерти. Чем, между тем, было известное всем избиение вифлеемских младенцев по приказу подозрительного царя Ирода: безвинной жертвой первых мучеников за Христа или бессмысленным и обезличенным истреблением младенцев, каковое символически не прекращается по сей день под видом абортов?

После поклонения волхвов Богомладенцу и отшествия их из Вифлеема Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф 2:13). Иосиф спешно снаряжает ослика, и под покровом ночи все Святое Семейство покидает Вифлеем.

Удивительны покорность и смирение благочестивого мужа. Он не ропщет, не недоумевает, но всецело вручает свою волю деснице Божией. Святитель Иоанн Златоуст, комментируя этот евангельский текст, пишет: «Иосиф, услышав это, не соблазнился и не сказал: «Что это за странность? Ты прежде говорил, что Он спасет людей Своих, а теперь Он даже и Себя не спасает, и нам должно бежать, удалиться и переселиться в отдаленную страну? Это противоречит тому, что обещано». Но он ничего такого не говорит, ибо он был муж верный: не любопытствует даже о времени возвращения».

Удобное убежище

Египет действительно был самым удобным убежищем — мес­том, где издавна спасались еврейские беглецы. В то время там жило довольно много евреев, которые имели свои синагоги, собираясь для молитвы и чтения Священных книг. Египет, как и Палестина, находился тогда под властью римлян.

Подробности путешествия и пребывания Святого Семейства в Египте в Евангелии не излагаются, зато многочисленные апокрифы и предания стараются восполнить этот пробел. Многие из них, хотя и интересны, но исторически недостоверны. Евангелист Матфей только замечает, что Иосиф, Мария и Младенец Иисус пребывали в Египте до смерти Ирода. Следовательно, всего несколько месяцев, если считать годом Рождества Христова 749 год от основания Рима, а годом смерти Ирода, согласно иудейскому историку Иосифу Флавию, 750-й.

Апостол Матфей не забывает сослаться на ветхозаветное пророчество Осии: «Из Египта воззвал Я Сына Моего» (Ос 11:1). Эти слова у пророка относятся к исходу израильского народа из Египта при Моисее, причем сыном Божиим здесь называется весь Израиль. Но прообразовательно это ветхозаветное событие указывало на Мессию, Который возвратится в Палестину из Египта.

В числе множества зверств

Царь Ирод, как мы помним, долго и напрасно ожидал возвращения волхвов. Когда же он понял, что его обманули, пришел в состояние страшного гнева и решил непременно убить предполагаемого Преемника своей власти — Младенца, Которого даже звезды указывают Царем.

Ирод повелевает уничтожить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков младше двух лет: зная от волхвов, что звезда явилась им на их родине около года назад, он с запасом рассчитывал, что Христу не должно быть более двух лет от рождения.

Ирод Великий был более всего велик своими злодеяниями. По свидетельству Иосифа Флавия, его дворец был обагрен кровью убитых по его приказу. Он велел задушить свою жену — красавицу Мариамну. Жертвами его опасений пали его сыновья: Александр, Аристовул, Антипатр, а также многие родственники и друзья. Его бесчеловечные казни, такие как удушение, разрубление пополам и невыносимые пытки, заставили еврейских послов сказать императору Августу, что пережившие дни правления Ирода более достойны жалости, чем пострадавшие. Таким образом, избиение младенцев в Вифлееме не было для Ирода чем-то необычным — это злодеяние стояло в ряду множества подобных ему зверств, совершенных им.

По преданию, от Иродовых убийц погибло 14 тысяч младенцев. Вскоре после этого Ирод убил и своего сына Антипатра. Когда об этом доложили Августу, он сказал: «У Ирода лучше быть свиньей, чем сыном». Свинину иудеи, как известно, не вкушали, ибо по закону это было мясо нечистого животного.

В 750 году от основания Рима Ирод Великий умер. Смерть его была ужасна. Историк Иосиф Флавий пишет об этом: «Бог, желая наказать Ирода за его жестокость, постоянно увеличивал его болезнь. Медленный жар мучил и пожирал его внутри. Его внут­ренность была полна язв; многие наружные части тела были изъедены червями; он едва мог дышать, и его дыхание было так зловонно, что нельзя было приблизиться к нему. И, вдобавок ко всему этому, страшный голод мучил его, такой голод, которого не было возможности утолить».

Предвидя близкую кончину, Ирод знал, что оплакивать его никто не будет. Поэтому велел собрать к себе в Иерихон всех знатных евреев и в минуту его смерти убить их, чтобы все плакали если не о нем, то хотя бы об убитых им иудеях. К счастью, повеление это исполнено не было.

Вдали от тиранов

После смерти Ирода Ангел вновь является Иосифу в сонном видении и повелевает возвратиться с Младенцем и Матерью Его в землю Израилеву. Иосиф вначале думал идти в Вифлеем, так как рассчитывал, что Сын Давидов должен был воспитываться в городе Давидовом. Но когда узнал, что в Иудее воцарился жестокий сын покойного Ирода Архелай, убоялся идти туда. Получив во сне откровение, он отправился в город, где жил прежде, — Назарет.

Архелай действительно был человеком кровожадным. Он праздновал вступление свое на престол уже в ночь смерти отца и вскоре, на Пасху, убил в Иеру­салиме — в храме и городе — 3000 евреев, которые выступали против его царствования.

Святое Семейство поселяется в Назарете Галилейском, подчиненном Ироду Антипе. Назарет, как мы уже отмечали, не пользовался у правоверных иудеев авторитетом, но смиренный и кроткий Христос проведет здесь почти всю Свою жизнь.

Назарянин и назорей

Евангелист Матфей, повествуя о вселении Святого Семейства в Назарет, отмечает: «да сбудется реченное чрез пророков, что Он Назореем наречется» (Мф 2:23). Однако Христос не был назореем в полном смысле этого слова: пил вино и прикасался к мертвым. Толкование этого текста затруднено по двум причинам.

Во-первых, между названием города (Назарет) и наименованием вида ветхозаветного подвижничества — назорейством — нет никакой связи. Во-вторых, ни в одном из пророчеств Ветхого Завета нет указаний, что Мессия будет назореем. Святитель Иоанн Златоуст полагает, что это пророчество взято евангелистом из книги, потерянной иудеями. Иные думают, что Матфей имеет в виду Самсона, как прообраз Христа (Суд 13:5).

Самую удачную из попыток толкователей связать слова «Назарет» и «назорей» находим у преподобного Ефрема Сирина. Пророк Исайя называет Мессию «Ветвью» или «Отраслью» (по-еврейски «Нецер» или «Незер»). От частого употребления у иудеев наименование Мессии Незером постепенно стало собственным именем ожидаемого Спасителя. В созвучии же имен Незер и Назарет (евр. «отрасль» и «цветущий») евангелист пытается обнаружить не случайное совпадение, а пророческое предуказание. В этом случае слово «назорей» должно читаться или как «незер», или как «назарянин».

Можно также предположить, что поскольку евангелист говорит «реченное через пророков», а не «через пророка», то имеет в виду не конкретное пророчество, а общий характер пророчеств об униженном состоянии Мессии. Поскольку Назарет и его жители были презираемы иудеями, то, став назарянином, Христос смирил себя в глазах соотечественников. И тем самым исполнил предсказанное о Нем.

Действительно ли убитых младенцев было 14 тысяч?

Новозаветная Церковь ежегодно 29 декабря отмечает память убиенных Иродом младенцев как первых мучеников за Христа. Предание указывает число жертв — 14 тысяч. Реально ли это и оправдана ли такая жертва?

Некоторые критики указывали на невероятность такого огромного числа убиенных: Вифлеем был маленьким городом с населением всего в несколько тысяч человек.

Во-первых, заметим, что о числе убитых детей в Евангелии ничего не сказано, это только предание, авторитет которого несравненно ниже евангельского. Во-вторых, в это время продолжалась перепись населения, и в Вифлееме могло быть много потомков Давида, которые не жили здесь постоянно, но прибыли, только чтобы записаться, как повелевал Август. И, в-третьих, Апостол Матфей говорит об убитых не только в Вифлееме, но и в его окрестностях. Как далеко распространялись эти окрестности, нам неизвестно.

Иногда противники Евангелия также притворно возмущаются, что из-за Христа погибло 14 тысяч невинных детей. Но, по словам святителя Иоанна Златоуста, «не Христос был причиной смерти детей, но жестокость царя». К тому же, смерть действительно страшна, если после нее нет жизни, но если эти младенцы обрели блаженную вечность, значит злодеяние Ирода премудрым Промыслом Божиим было обращено к добрым последствиям.

Повествуя о злодеянии Ирода, евангелист Матфей указывает на пророчество Иеремии: «Глас в Раме слышан, плач и рыдание, и вопль великий: Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер 31:15). Рама — небольшой городок в колене Вениаминовом. На этом месте полководец Навуходоносора Навузардан собрал некогда пленных иудеев для того, чтобы отвести их в Вавилон. Очевидец этого события пророк Иеремия образно повествует об этом, представляя праматерь Рахиль, плачущую об отводимых в плен своих детях. Евангелист проводит параллель между этими событиями: Вавилонским пленом и избиением младенцев — и поэтому вспоминает слова пророка Иеремии.

иерей Иоанн Евдокимов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.