Главная > Интервью > Требуем сатисфакции?
«Ведомости Нижегородской митрополии» 9 (93) 16:27, 12 мая 2016

Требуем сатисфакции?

иерей Сергий МорозМного, ох, как много хочется спросить у батюшки! Ум работает, мысли роятся, рождаются вопросы. Как сменить крестную? Как принести удовлетворение правде Божией за грех? Как не впасть в зависимость от компьютерных игр? На эти и подобные им вопросы отвечает иерей Сергий Мороз, старший священник Александро-Невского кафедрального собора города Нижнего Новгорода.

Я знаю, что исповеданные и непов­торяемые грехи не нужно называть на исповеди. Но если они очень сильно смущают совесть, что делать? Я только плачу и плачу, сил нет.

— Радуйтесь! Господь даровал вам именно то чувство покаяния, которое дано далеко не всем! Если этот грех тяготит вас всю вашу жизнь, значит, Господь хочет, чтобы вы от него избавились максимально полно, окончательно, и помогает вам в этом!

Крестная моей дочки оказалась со мной в сильной вражде — никогда не помиримся. Я боюсь, она нашлет порчу дочке или еще как-нибудь повредит. Как сменить крестную? Есть ли такой обряд?

— Крестных сменить нельзя. Как нельзя сменить кровных родителей. Как нельзя повторить крещение или рождение. Бояться порчи или чего-то подобного недостойно христианина. Это маловерие. Необходимо жить в мире со всеми. Если есть на земле такой человек, с которым вы не готовы примириться, то вряд ли вы обретете милость от Господа на Страшном суде.

Что такое искупление греха? Должны ли мы как-то сами искупать свои грехи, или это сделал за нас Христос? Есть ли в православии понятие сатисфакции (удовлетворения) за грех? Или это только у католиков?

— Понятие сатисфакции распространено именно в католичестве. Искажено, в первую очередь, само понятие греха и наказания за него. Если мы, православные, верим, что приносим покаяние в первую очередь для того, чтобы Господь простил нам грех и дал силы бороться с ним в дальнейшем, то в католической теории спасения все понимается юридически. Мы считаем грех не только преступлением, но и духовной болезнью, которую необходимо уврачевать, а в католической юридической тео­рии покаяние как простое снятие вины нужно лишь для того, чтобы избежать наказания.

Искупление за грехи всего человечества принес Сын Божий. Мы не просто не должны искупать свои грехи, мы просто не в состоянии это сделать. Искупить может только чистый и безгрешный, только его смерть за грешных может быть искупительной, но единственным безгрешным человеком был только Богочеловек Христос.

Сатисфакцию за грех правильно понимать как «дела, достойные покаяния». Вопрос о значении добрых дел искажен в католичестве еще и в связи с учением об индульгенции. А как у нас решается воп­рос о соотношении веры и добрых дел?

С одной стороны, апостол Павел учит: «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф 2:8–9). С другой стороны, всем известны слова апостола Иакова: «Вера без дел мертва» (Иак 2:26).

Поэтому Церковь учит, что спасаемся мы верой, споспешествуемой (сопровождаемой) добрыми делами.

Что значит «совершать дела, достойные покаяния»? А если покаяние человек приносит уже на смертном одре?

— Непрощенный грех — нераскаянный, не омытый покаянием. Конечно, в первую очередь важно покаяние, а дела, которые мы можем совершать ради покаяния, — это показатель наличия борьбы с грехом и его проявлениями. Это подтверждение наших слов, нашей решимости измениться, очиститься.

Так же и на смертном одре: ценно то, что человек приносит покаяние, примиряется с Богом. И даже если он уже не успеет принести никаких добрых дел, достойных этого покаяния, человек, понимая, что скоро предстоит встреча с Богом, по милости Божией принесет именно то покаяние, которое ждет от него Господь.

Можно ли так играть в компьютерные игры, чтобы не зависеть от них? Или в любом случае будет зависимость?

— Именно зависимость и является, на мой взгляд, грехом в полном смысле этого слова. Как правило, проблемы начинаются в тот момент, когда человек уже не в состоянии справиться с желанием играть. Игромания — это зависимость сродни наркомании, алкоголизму. Не все попадают во власть игр, все зависит от количества проведенного за играми времени и силы воли человека, способного работать над собой без воздействия окружающих.

Как выбирать имена детям? Требует ли Церковь делать это по святцам? Или родители вольны в выборе? Чем руководствоваться при этом?

— В поместных Православных Церквах существуют разные традиции. В Русской Церкви устоялся порядок, согласно которому необходимо выбирать имена из списка имен святых. Порой удивляет стремление некоторых родителей обойти этот обычай. Хочется понять, чем они, собственно, руководствуются, выбирая ребенку нецерковное имя — имя, которое не носил кто-либо из святых? Кажется, прошли те времена, когда детей называли в честь советских руководителей и известных событий. Нет никакого давления господствующей идеологии. Единственное, что приходит на ум, — желание выделиться, оказаться оригинальным, необычным. И ради этой сомнительной цели лишать свое чадо небесного покровителя?

Очень много в последнее время неприятностей. Какую можно заказать службу в церкви, чтобы привлечь удачу?

— Чтобы привлечь удачу, обращайтесь в лавку экстрасенсов. Этот вопрос не по адресу. А если серьезно, Православная Церковь не занимается привлечением удачи и считает это занятие греховным. Для человека, пришедшего в храм за духовной помощью, очень важно понимать смысл молитвы и богослужений. Это просьба, это разговор с Богом! И ни в коем случае нельзя относиться к священнику как к продавцу духовных услуг, а к церкви — как к прилавку. Если вы пожертвовали деньги и ждете удачи, здоровья и богатства, да еще и сразу, то вы в магазине, а не в храме. Оглянитесь, может быть, вы ошиблись дверью?

Всякий ли хлеб — святыня? Я о тех, кто несет заплесневелый хлеб, чтобы раскрошить голубям у храма, вместо того чтобы просто выбросить. Ведь другие продукты мы не смущаясь выбрасываем.

— Тех, кто несет хлеб для голубей к храму, нужно пригласить отчищать территорию, крышу и купола от голубиного помета. Жду их с нетерпением в нашем соборе. А что касается самого хлеба, на Руси всегда существовала традиция его почитания. Во‑первых, это связанно с тем, что Святая Евхаристия совершается на хлебе и вине, а во-вторых, слишком много наших предков полегло от голода именно тогда, когда негде было достать этот самый хлеб. Не думаю, что мы имеем право попирать традиции, сложившиеся задолго до рождения наших дедов.

Хлеб как главнейший продукт в нашей культуре символизирует всю пищу и достаток. Стоит помнить, что половина населения Земного шара недоедает. Наверное, необходимо все-таки рассчитывать покупку хлеба и другой пищи таким образом, чтобы не приходилось выбрасывать остатки.

Ну, а если что остается, то можно скормить и птицам небесным, но все же не на территории храма. И не надо делать из этого обряд или таинство. Никакой духовной пользы душам предков вы этим не окажете, никакое это не поминание и вообще не деяние духовного плана. Особенно в тех местах, где вас просят, умоляют этого не делать.

Как духовно рассудить: где щедрость, а где расточительность? Где бережливость, а где уже жадность? Каков критерий для верующего человека?

— Критерий у нас один: «Христа ради». А иначе все оборачивается «себя ради». Ради славы, ради потребления. Копим или расточаем, угождая себе или своим идолам — страстям. Собираешь Христа ради? Сохрани и приумножь, как в притче о талантах. Раздаешь Христа ради — не теряешь, а приобретаешь.

Подготовил Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.