сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Храм с историей > Церковь позвала
«Ведомости Нижегородской митрополии» №4 (298) 08:09, 12 мая 2025

Церковь позвала

Село Дедово в судьбах людей

В церкви в честь Нерукотворного образа Спаса в селе Дедове мы уже во второй раз. Приехали сюда вместе с благочинным Навашинского округа иереем Михаилом Величкиным. Батюшка совсем недавно стал настоятелем этого сельского прихода. Сегодня он познакомил нас со старостой Викторией Владимировной Мишариной. Эту одухотворенную и глубоко верующую женщину можно смело назвать собирательницей и хранительницей исторической памяти храма.

Впервые сюда, в заповедный уголок Выксунской епархии, мы с сестрой приехали в холодные крещенские дни 2022 года. Собирали информацию о новомученике Николае Восторгове. В этом древнем храме он верой и правдой служил 12 лет, а закончил свои дни на Соловках, на холодных нарах ГУЛАГа. У входа на церковную территорию установлен стенд, рассказывающий о священномученике. В храме можно помолиться у иконы, с которой на нас смотрит немолодой священник в алом облачении. В правой руке он держит крест — символ мученичества.

В тот первый приезд поначалу нас встретил замок на кованой двери, но после наших молитв к святителю Николаю Чудотворцу пришел алтарник, он же истопник храма Анатолий. Открыл большие железные двери, подкинул дров в печку, налил нам крещенской воды, рассказал о здешних святынях. Вместе с ним мы выбрали в лавке икону с изображением двух святителей  — Николая Чудотворца и Спиридона Тримифунтского. Этот образ хранит в себе особую примету, о которой мы узнали только во второй приезд.

Два святителя

Святой Спиридон держит в руках плинфу (ком глины), из которой исходят пламя и вода. А в правой деснице Николы Угодника — храм. Присматриваемся внимательнее — и узнаем Спасскую церковь в Дедове. Белые стены, окна с резными каменными наличниками, невысокая двухъярусная колокольня, знакомые купола. Такой же, но большой образ с выразительными ликами был заказан для храма на пожертвования прихожан и благотворителей. Уже несколько лет он украшает древний храм и дает людям уверенность, что святой Николай держит эту святыню на своих руках и слышит их молитвы.

«Место для глубокой молитвы»

— Благодарю Бога за возможность быть настоятелем такого древнего храма, — говорит священник Михаил Величкин. — Атмосфера молитвы, благодати, уюта окутывает каждого приходящего сюда. Это не мои догадки, а свидетельства паломников, которые приезжают в Дедово помолиться. 

Настоятель уверен, что Спасская церковь  останется местом встречи людей с Богом. 

Вместе с отцом Михаилом и старостой осматриваем церковь. В честь Нерукотворного образа Спаса освящен главный престол, а левый придел — в честь святителя Николая. С именем этого святого связана вся богатейшая история храма. Началась она в 1520 году, когда сюда пришли старцы из разоренных монгольским нашествием русских монастырей. Местное предание сохранило тот факт, что «старцы отчаянно искали место для глубокой молитвы». Однажды уставшие путники решили прилечь на полянке. В сонном видении им явился Николай Чудотворец и попросил построить храм. Монахи, пораженные видением, не могли сойти с места. Они срубили деревянную церковь. С 1524 года она стала местом спасения для христиан. За благословением сюда приезжали даже князья.

Хранительница истории Спасского храма Виктория Владимировна Мишанина

Об этих и других интересных фактах из истории Дедова Виктория Мишарина рассказала, пока мы сидели с ней в полумраке Никольского придела на деревянных лавочках у иконы святителя. Сама она родилась в Великом Новгороде, вместе с мужем-военнослужащим оказалась сначала в Вологде, а потом в Калининграде, а в 1990-е годы, когда воинскую часть стали расформировывать, решила перебраться вглубь России. Всегда хотелось уехать из большого города, и однажды случилось то, что стало последней каплей: восьмилетнего сына сбил автомобиль на переходе. Когда мальчик окреп после травмы, было решено уезжать.

Почему именно Нижегородская область, Навашинский район? У Виктории были две подруги, одна из них, родом из Навашина, и рассказала о старинном храме в селе Дедове, где есть уникальные святыни — и батюшка, который ждет. Протоиерей Виктор Черкасов, служивший здесь с 1959 года, действительно нуждался в помощниках, которые бы вместе с ним разделили заботы о храме. Молился, ждал — и дождался.

Отец Виталий и мать Ольга

Они прибыли вчетвером: Татьяна, Надежда, Виктория и ее сын, младший школьник Виталий. Слушая рассказ Виктории Владимировны, я и подумать не могла, что не раз видела ее уже взрослого сына на амвоне одного из красивейших храмов Нижегородчины.

На исходе августа мы в составе паломнической группы побывали в селе Сартакове и посетили музейно-выставочный комплекс «Березополье». Но прежде зашли во Владимирский храм помолиться на Божественной литургии. Деревянный и просторный храм в честь Крестителя Руси стал уютным, теплым, гостеприимным местом. Местом молитвы, радости, труда. Немалая заслуга в этом его настоятеля иерея Виталия Мишарина. Вместе с матушкой Мариной они воспитывают шестерых детей. Вот каким стал тот мальчик, приехавший из далекого Калининграда в незнакомое, затерявшееся в вековых лесах Дедово.

Непросто же ему тогда пришлось! Городской ребенок не сразу привык к деревенской жизни. Многокилометровые переходы по лесу от дома до школы, заготовка дров, печное отопление, огородные дела… Рядом с первозданной природой, озером Свято и древним Спасским храмом закалялся его характер. С детства при храме, Виталий помогал отцу Виктору в алтаре, потом были Выксунское духовное училище, Нижегородская семинария, рукоположение в священники. Церковный путь, с которого уже не свернуть. Путь к Богу!

Что касается подруг Виктории, их судьбы тоже интересны. Через несколько лет Татьяна вернулась в Калининград, а вот Надежда Васильева на многие годы осталась в Дедове. Вместе трудились в храме, молились и радовались каждому дню, проведенному вдали от городской суеты. С Викторией они стали как сестры и думали, что так будет всегда. Но однажды от своего духовника Надежда получила благословение на монашеский путь. Виктории было очень тяжело расставаться с подругой. Вместе они делили тревоги и радости, вместе шли по пути духовного возрастания.

В постриге Надежда получила новое имя Ольга и через несколько лет стала настоятельницей Крестовоздвиженского монастыря в Муроме. Теперь их встречи редки, но по-прежнему наполнены теплотой и обогащающей друг друга любовью.

Озеро Свято

Первый раз на это озеро вблизи Спасского храма в Дедове нас привела любовь к творчеству музыканта Сергея Трофимова. В один из майских дней 2004 года он устраивал концерт на турбазе, что неподалеку. Вот тогда-то мы и увидели озеро во всей его живописной красе. Потом концерты переместились в Навашино, на главную площадь города. Сергей Трофимов объявил со сцены, что в Дедове возрождается древний храм, и попросил зрителей пожертвовать на доброе дело.

Виктория Мишарина с большой теплотой отзывается о музыканте, который усердно помогает Спасскому храму. Многие важные дела: великолепный трехъярусный иконостас, система отопления, ремонт в храме — сделаны при его участии. Одна из святынь церкви — Иерусалимский образ Пресвятой Богородицы — его подарок со Святой земли. В Дедове Сергей Трофимов со своей семьей встречает январские и майские праздники. Под сводами Спасского храма он венчался с супругой Анастасией, здесь же были крещены их дети.

Сергей с радостью поет на клиросе, вместе со своей семьей участвует в таинствах Церкви, прост и приятен в общении. Эту черту Сергея Трофимова помню со времен его концерта на озере Свято, сохранилось несколько фотографий с ним.

А озеро? Оно хранит много легенд. Самая интересная из них возвращает нас к тем самым монахам, что построили деревянный Никольский храм. В 1545 году он сгорел, и старцы переселились в ближайшее село Русаки. Там находился «мужской монастырь, ставший центром сосредоточения всех трудников во имя спасения». Приблизительно в 1550 году произошел карстовый провал (об этом упоминается в писцовых книгах). Все постройки обители ушли под воду, лишь макушка церкви едва виднелась на поверхности нового водоема.

Так образовалось озеро, которое назвали Святым, коротко — Свято. Если посмотреть на него сверху, можно увидеть силуэт человека, раскинувшего руки. Находятся и местные жители, которым иногда слышатся со дна колокольный звон и церковное пение.

Необыкновенное природное явление произошло здесь 21 сентября 2007 года, на Рождество Пресвятой Богородицы: на песке чудесным образом появилось изображение Божией Матери с Младенцем. Сельчане уверены, что Сама Божия Матерь хранит это святое место.

На сей раз мы отправились на берег озера вместе с алтарником Анатолием Александровичем Моховым. Добрались до того самого места, где в XVI веке был обретен Нерукотворный образ Спасителя. По легенде, икону прибило к берегу, и братья Кравковы принесли ее в Дедово. Рядом с этим местом наши современники построили деревянную часовню. Несколько раз в год там проходят молебны, идет крестный ход.

То, о чем хочется написать в книге

Но вернемся к семье Виктории Мишариной. Вслед за ней в Дедово приехали ее муж Евгений Анатольевич и мама Галина Васильевна Загрецкая. Она уже в преклонных летах, но нашла в себе силы оставить Великий Новгород. Многие годы вера в Бога боролась в ее душе с сомнениями. Пока 10 июня 1995 года не произошло событие, разделившее ее жизнь на «до» и «после». В этот обычный день, когда она мыла полы в Спасской церкви, рабе Божией Галине было видение.

— Поворачиваю голову, а под аркой, в переходе из зимнего храма в летний, стоит, по всей видимости, Николай Чудотворец и крестится правой рукой, держа в левой Евангелие, — вспоминает Галина Васильевна. — Я детально все запомнила: от его плеч исходили мерцающие золотые лучи, митра усеяна драгоценными камнями, на груди — большой крест. Я обомлела от такого видения, сказать ничего не могла. В голове проскользнула мысль: «Что же я одна любуюсь, надо Татьяне сказать». Отвернулась, стала искать взглядом напарницу… и напрасно. Чудотворец исчез.

Благодатные явления в Спасском храме на этом не закончились. В 2000 году на Пасху храм внутри замироточил с такой силой, что даже пол был залит миром. Следы его до сих пор заметны на святынях храма.

В том же году в Дедове произошло событие, о котором прихожане и теперь вспоминают с содроганием. 7 ноября было похищено сокровище, хранившееся в церкви на протяжении четырех столетий, — икона Спаса Нерукотворного, написанная в 1591 году в Казани Иваном Дементьяковым. По преданию, она находилась в мужском монастыре в селе Русаки, которое ушло под воду озера Свято, а затем поднялась на поверхность, и тогда уже ее перенесли в село Дедово. До сих пор святыня не вернулась в родной храм.

Созидание церкви в Дедове связано с именем владельца села, военачальника Матвея Осиповича Кравкова. После участия в Казанских походах Ивана Грозного он принял иночество и был похоронен в Муроме, в Спасском монастыре.

— Да все в книге написано, сейчас я вам ее подарю! — спохватывается вдруг за рассказом моя собеседница. Вот это новость! Оказывается, про Спасский храм и его святыни написана книга! Издать ее помогла московский предприниматель Ирина Кайли, которая однажды побывала на экскурсии в дедовском храме и вдохновилась рассказом Виктории.

«Церковь Нерукотворного Образа Спасителя в селе Дедово. История в лицах и судьбах»… Прекрасно иллюстрированная книга, изданная на мелованной бумаге, с переплетом, в цвете… Берешь ее в руки, и сердце радуется! Раскрываешь — и пред тобой предстает удивительный мир. Описание старинных икон, истории прихожан, которые трогают сердце. Этого издания нет в продаже. Благотворитель просила не продавать, а именно дарить книгу тем, кто полюбил Спасскую церковь, заинтересовался ее судьбой и духовным наследием.

В послесловии к книге Виктория Мишарина пишет: «Моя духовная миссия положена на собирание исторической памяти церкви, ведь в богатом культурно-духовном наследии сокрыто глубинное значение. Важно не только самому знать историю, но и не искажая передавать ее следующему поколению. Важно, чтобы каждый православный человек обрел в нашем храме покой и мир душевный».

Марина Бригатова. Фото Натальи Гордовой

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.