Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Календарь > Творение евангелиста Луки
«Ведомости Нижегородской митрополии» 12 (120) 12:10, 22 июня 2017

Творение евангелиста Луки

Светлана Ивлева. Сретение Владимирской иконы Божией Матери, 2009

Владимирская икона Богородицы, по преданию, написана евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовали Спаситель с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».

В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу  и поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода — удельного города святой равноапостольной княгини Ольги. Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году перенес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им Успенском соборе. С того времени образ стал именоваться Владимирским. В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Так благословением Божией Матери скрепились духовные узы Византии и Руси —через Киев, Владимир и Москву.

Пред Владимирской иконой Матери Божией совершились важнейшие события русской церковной истории: избрание и поставление святителя Ионы — Предстоятеля Автокефальной Русской Церкви (1448), святителя Иова — первого Патриарха Московского и всея Руси (1589), Святейшего Патриарха Тихона (1917). В день празднования этой иконе, 3 июня (21 мая по ст. ст.) 1971 года, совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена.

Празднование Владимирской иконе Пресвятой Богородицы совершается несколько раз в году.

Дата 8 сентября (26 августа по ст. ст.) установлена в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву. В 1395 году к городу направился хан Тамерлан. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Во Владимир, где находилась чудотворная икона, было послано духовенство. В праздник Успения Пресвятой Богородицы священники приняли икону и с крестным ходом понесли к Москве. Тамерлан же увидел во сне величавую Жену в лучезарном сиянии, повелевшую ему оставить пределы России. Знающие люди объяснили хану, что это Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно.

Празднество Владимирской иконе 3 июня напоминает о спасении Москвы от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея в 1521 году. Вражеские полчища приближались к городу. В это грозное время одна слепая инокиня имела видение: из Кремля выходили московские святители, унося с собой Владимирскую икону Богородицы. У Спасских ворот их встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя не оставлять Москвы. Все вместе они принесли Господу молитву о прощении согрешивших и избавлении города от врагов, затем святители возвратились с иконой в Кремль. Подобное видение было и московскому святому, блаженному Василию. Хан в то же время видел Божию Матерь, окруженную грозным войском, и татары в страхе бежали.

6 июля (23 июня по ст. ст.) совершается празднование Владимирской иконе в благодарение за избавление Москвы от нашествия хана Ахмата, в честь «стояния на Угре». В 1480 году при великом князе Иоанне III Васильевиче хан Золотой Орды с громадными полчищами подошел к реке Угре, которую называют «поясом Богоматери», охраняющим московские владения. Целый день войска хана и московского князя стояли друг против друга, не приступая к решительным действиям.

Пресвятая Богородица заступилась за русскую землю. Князь приказал отступать от Угры, желая дождаться перехода татар, враги же решили, что русские заманивают их в засаду, и тоже стали отступать, сначала медленно, а ночью побежали, гонимые страхом. Это событие ознаменовало конец монголо-татарского ига.

Подготовила Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.