Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > У Бога все живы!
«Ведомости Нижегородской митрополии» 4 (202) 21:13, 2 марта 2021

У Бога все живы!

Главный аргумент в неудобном разговоре

Тема смерти редко обсуждается публично за пределами Церкви. Но чем старше становится человек, тем больше он нуждается в ответах на различные вопросы о посмертном существовании. В нашей постоянной рубрике мы собрали вопросы читателей на эту тему. Отвечает настоятель собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.

Церковь призывает молиться об умерших. Я не понимаю, как им это может помочь, ведь они уже умерли и по делам своим попали либо в рай, либо в ад. Объясните, пожалуйста!

— Основываясь на словах Спасителя: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк 20:38), мы призваны молиться как за живых, так и за усопших. Блаженный Августин говорит, что «время, которое лежит между смертью человека и конечным воскресением, держит души в тайных вместилищах, в соответствии с тем, чего каждая душа достойна: покоя или страдания». Учение Православной Церкви о загробной жизни говорит, что сами умершие не могут уже изменить свою участь (а она, кстати, до Страшного суда все же не окончательна), но по молитвам живых эта участь может быть изменена по милосердию Божию. И мы молимся о наших усопших в надежде, что Господь может облегчить их страдания за грехи, совершенные при земной жизни. Это есть своего рода молитвенное общение с усопшими, наша единственно возможная им помощь и проявление любви, ибо сами они, как уже говорилось, изменить свою участь не могут. Мы надеемся также, что и они (те, кто достоин) молят Бога за нас, нера­зумных и не познавших еще жизни иной.

Как человеку правильно подготовиться к смерти и когда надо начинать?

— Как только достигнем зрелого возраста и станем способны понимать, что жизнь на земле ограничена. Современный человек старается не думать о смерти, избегает этой темы, «беря от жизни все». А древние учили по-другому. Иисус, сын Сирахов, говорит: «Помни последняя твоя и вовеки не согрешишь» (Сир 7:39). Это называется «память смертная», она дает нам возможность избегать соблазнов и грехов, за которые рано или поздно придется отвечать каждому.

Однажды в одном из монастырей монахиня, принимая у меня записку об упокоении, спросила, все ли люди, чьи имена я написала в записке, были отпеты священником. Я ответила, что не знаю, так как в записке были упомянуты мои дедушки, которые умерли, когда я еще не родилась. Монахиня сказала, что, значит, их имена нельзя писать в записке и посоветовала заказать заочное отпевание. Я была очень удивлена, ведь об отпевании многих моих предков и дальних родственников, которых поминаю, я не знаю. Что же, мне теперь их не поминать? Заказывать обо всех заочное отпевание тоже как-то странно. Во-первых, это достаточно дорого, а во-вторых, может, они были отпеты…

— Мы можем молиться за всех: крещеных и некрещеных, отпетых и неотпетых, даже за тех, кто покончил жизнь самоубийством. Но молитва эта должна быть личная, в Церкви ее называют «келейная». А в алтаре установлено молиться за тех, кто принадлежит Церкви Христовой, жив он или умер, но был истинным христианином. А если неизвестно, отпет был усопший или нет, а вы написали его имя в записке, думаю, Господь не вменит вам во грех совершенное по незнанию и невозможности узнать. Нужно постараться узнать, отпет ли человек, а если не отпет, то по какой причине. При необходимости заказать заочное отпевание, если, конечно, усопший того достоин, то есть, был крещен, жил по-христиански, умер своей смертью. В случае, когда узнать нет возможности, надо положиться на милость Божию: Он знает лучше нас, кто какой участи достоин.

Насколько, с церковной точки зрения, важны поминки? Сейчас, опасаясь заражения коронавирусом, многие отказываются от поминок, не делают их ни на 9-й, ни на 40-й день, ни даже в день похорон. Мне кажется это неправильным.

— Обычай поминать близких, с которыми разлучила смерть, весьма древний. Он имеет нравственную основу в человеческой душе и держится на убеждении, что загробная жизнь существует. Христианская Церковь установила особые поминальные дни по кончине умершего: третий, девятый и сороковой. Благочестивые люди просят творить за усопшего литургию в течение 40 дней со дня смерти (сорокоуст), служить в дни поминовения панихиды. В так называемые родительские субботы Церковь возносит о усопших сугубое поминовение. И поминальная трапеза (поминки) прочно вошла в православный обряд погребения. Настолько прочно, что порой становится для родственников основной в этом обряде, хотя на самом деле таковой не является. Главное — молитва об усопшем, домашняя и храмовая. Для души верующего очень важно отпевание в церкви (желательно в церкви, а не дома). Трапеза должна также сопровождаться молитвами об усопшем, а на столе исключается спиртное. Сама же по себе трапеза — это некая жертва о душе умершего. А жертва может быть разной по форме. Это и обед, и приношение в храм, и пожертвование в детский дом или в дом престарелых и инвалидов. Главное не просто накормить людей, но чтобы совершалась молитва о том, кто ушел из этой жизни, чья душа нуждается в нашей поддержке и в 9‑й, и в 40‑й, и в последующие дни. Хотите помянуть усопшего по-христиански, придерживайтесь правил Устава Православной Церкви, не угождайте новоявленным традициям и желаниям неверующих людей.

Моя одинокая тетя живет во Владивостоке. Ей 86 лет. Она просит, чтобы после ее смерти я кремировала ее, так как понимает, что ухаживать за могилой будет некому. Я же сомневаюсь: все-таки это не христианская традиция. Как Церковь относится к кремации?

— Все мы воскреснем. Но воскреснем не сами — нас воскресит Господь. А Ему все подвластно. Он воскресит и преданных земле, и подверженных кремации. Христиане, следуя словам Господа, сказанным человеку в раю: «…в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься…» (Быт 3:19), предают тела усопших земле. Тело разлагается на атомы, атомы входят в новые сочетания, — как же возможно воскресение того, единственного и неповторимого, тела? Вот что говорит об этом апостол Иоанн Богослов: «…если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин 12:24). То есть воскресает не то самое тело, которое опускается в недра земли и истлевает, а что есть в нем неистленного, то Божиею силою воссоздается в лучшее тело. А что остается неизменным? Генная структура человека. Как и где сберегается это неистленное, знает один Бог, и как оно воссоздается, известно также только Ему. «Как ртуть, пролитая на каком-нибудь покатом и пыльном месте, раздробляется на мелкие шарики и рассыпается по земле, но будучи кем-нибудь опять собрана в одно целое, сама собою сливается с однородным, ничего постороннего не принимая в свою смесь: так и человеческий состав без всякого затруднения и сам собою соединится в прежних своих частях, коль скоро последует Божие на то повеление», — говорит святитель Григорий Нисский. В христианстве не принято кремировать людей. Так было до последнего времени. Сейчас нередко случается кремация и христиан. Православная Церковь не рекомендует предавать тело человека огню, как это принято у язычников. Но запретить она не может, тут все решает человек — или усопший оставляет завещание, или родственники принимают решение, а зависит оно от степени их воцерковленности.

Мой венчаный муж умер 40 лет назад, когда ему было 34 года. Я никогда больше замуж не выходила, всю жизнь хранила ему верность. Сейчас мне 78 лет. Когда мы встретимся на том свете, как узнаем друг друга и как будем выглядеть: я старая, а он молодой?

— Христианское учение говорит, что мы встретимся с теми, кто ушел из жизни раньше нас. Как это будет происходить, никто не знает, потому что «оттуда» никто не возвращался (случаи с реанимацией — это совсем другое). И даже воскрешенный Христом Лазарь (Ин 11:16–44) ничего о том мире не рассказывал. Но мы призваны доверять Церкви, к которой принадлежим. Значит, встретимся. А как это будет, не имеет значения.

Обязательно ли читать Псалтирь над усопшим у его изголовья и прочитывать в девятый, сороковой дни и в годину целиком? Это должны делать близкие умершего или можно попросить кого-то из знакомых? Я знаю женщину, которая за небольшое пожертвование постоянно читает по ком-то Псалтирь.

— Традиционно над усопшим до погребения и после читается Псалтирь. Конечно, правильно будет, если читать станут близкие люди, ведь это не просто чтение, но, прежде всего, молитва. А она более благодатна, если совершают ее те, кто знал и любил усопшего. И благодать этой молитвы нужна не только для души покойника, но и для того, кто читает. К сожалению, сейчас мало кто умеет читать на церковнославянском языке. А некоторые и не хотят утруждать себя такой работой, полагая, что лучше нанять чтеца. Ну что ж, хотя бы так…

Смертельно больным людям редко говорят об их диагнозе, тем самым, как мне кажется, их лишают возможности правильно подготовиться к смерти. Так нужно ли говорить близким о смертельных диагнозах или утешать их тем, что они поправятся?

— Люди по-разному относятся к своей болезни, поэтому не может быть одинакового рецепта для всех. Тем, кто тверд в вере и уповает на милость Божию, я думаю, необходимо сказать о близкой кончине, чтобы человек мог подготовиться к ней по-христиански, попрощаться с близкими, простить тех, на кого имел обиду, и самому попросить прощения, исповедаться, причаститься Святых Таин и достойно встретить переход в жизнь вечную. А другому не нужно об этом говорить, потому что такая правда может привести больного со слабым характером и некрепкой верой к унынию, отчаянию, а иногда и к самоубийству. Как призваны мы, по слову апостола, различать духов (1 Ин 4:1), так и в отношении людей нам необходимо умение видеть, кто к чему способен.

Подготовила Оксана Москвина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.