Главная > Без рубрики > Учимся дома
12:08, 7 мая 2020

Учимся дома

О первых итогах дистанционного обучения в православных гимназиях

Учебный год 2019–2020 запомнится надолго и учителям, и ученикам, и их родителям. Всем в срочном порядке пришлось осваивать особенности дистанционного обучения. Месяц учебы вне школы завершился, подходит к концу и учебный год. Об итогах года в православных гимназиях мы разговариваем с руководителем отдела образования Нижегородской епархии протоиереем Евгением Худиным.

— Отец Евгений, в этом году учебный год в разных регионах завершится в разные сроки. Когда закончат учиться воспитанники православных гимназий Нижегородской епархии?

— Православные гимназии Нижегородской епархии, как и все муниципальные школы региона, завершат свой учебный год 22 мая 2020 года. Эти сроки и все требования к завершению учебного года были озвучены и на педагогическом совете, и на родительском собрании, которые провел министр образования и молодежной политики Нижегородской области Сергей Злобин совместно с заместителем губернатора Давидом Мелик-Гусейновым. Итоги этих собраний впоследствии были оформлены в официальное письмо, на основании которого и действуют все нижегородские образовательные организации, в том числе православные гимназии.

— Месяц дистанционного обучения наверняка был непростым и для учителей, и для учеников. Как вы оцениваете работу гимназий в этот период? С какими сложностями сталкивались педагоги? Как они разрешались?

— Да, действительно, переход на дистанционную форму обучения был сопряжен со многими трудностями, с которыми столкнулись не только педагоги и ученики, но и их родители. Эти проблемы были выявлены не только в наших гимназиях, но и по всей Нижегородской области.

Во-первых, само введение дистанта как относительно новой формы обучения сначала вызывало определенные опасения у всех участников образовательного процесса как нечто новое и незнакомое.

Вторая сложность — нехватка компьютерной техники в многодетных семьях или вообще отсутствие компьютеров у детей. У нас тоже были такие дети. В ряде случаев гимназии выдавали им ноутбуки на руки для того, чтобы они могли спокойно работать дистанционно.

В-третьих, были, конечно, проблемы технического характера. Первую неделю работы на дистанте были регулярные «обрушения» образовательных площадок, перегрузка серверов. Иногда дети не могли своевременно войти в конференции, так как возникали проблемы с подключениями, иногда сбоили ссылки. Появились даже интернет-хулиганы, которые целенаправленно создавали проблемы при подключении к конференциям Zoom. Но все эти проблемы были улажены в течение недели.

— Какой-то хотя бы минимальный эффект от дистанционного обучения есть? Есть за что поблагодарить педагогов и гимназистов?

— Конечно, это не та форма обучения, к которой мы привыкли. И говорить об ее эффективности пока еще очень рано, прошел всего месяц. Относительным критерием могут быть экзамены, которые будут сдавать выпускники, и ВПР, которые напишут дети в сентябре следующего учебного года.

Безусловно, за этим стоит колоссальный труд педагогов. Нагрузка на учителей увеличилась минимум в два раза. Им нужно было в кратчайшие сроки освоить новые площадки, скорректировать рабочие программы и материал. Проведение онлайн- и офлайн-уроков требует отдельных навыков. Плюс к этому большой объем материала, который педагогам необходимо проверять регулярно.

Отдельно хочу поблагодарить родителей, которые поддерживали детей и педагогов, несмотря на все трудности. Всегда своевременно и быстро реагировали на запросы администрации гимназий, участвовали в онлайн родительских собраниях и помогали своим детям освоить механизм работы на дистанте. Ведь сначала родители сами разбирались и с техническим сопровождением, и с подключением, и со ссылками на видеоуроки, и с регистрацией своих детей на площадках, а потом уже объясняли это детям. Я, конечно, говорю о начальной школе и учащихся 5–6-х классов. Более взрослые дети со всем успешно справляются сами.

— Не сказались ли сложности дистанционного обучения на оценках гимназистов? Можно ли сегодня сказать, с какими результатами православные гимназии завершают учебный год, или еще рано делать такие выводы?

— Пока сложно говорить о результатах успеваемости детей, учебный год не закончен. Надеюсь, что оценки, а главное, знания не будут уступать тому уровню, который был ранее, а наоборот — превысят его.

— Большую роль в воспитании учеников играют духовники гимназий. Была ли у ребят возможность общаться с ними? Каким образом?

— Конечно, духовники гимназии поддерживают детей и их родителей, особенно это актуально в сегодняшних условиях. Они дистанционно участвуют в родительских собраниях и педагогических советах, записывают видеообращения и видеопоздравления, проводят онлайн-лектории. Постоянно общаются с учениками и родителями по телефону и в социальных сетях. Ведут активную работу по организации дистанционных конкурсов, которые проводят сейчас гимназии. Ребята, родители и педагоги все время чувствуют поддержку своих духовных попечителей.

— Больше всего сегодня переживают выпускники, которым предстоит сдавать ЕГЭ. Сколько учеников 11-х классов сегодня в православных гимназиях епархии? Как организована работа педагогов с ними?

— В этом году 11-й класс закончат 106 гимназистов. Свои первые выпуски сделают две гимназии: Нижегородская православная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского и Саровская православная гимназия имени преподобного Серафима Саровского. Для выпускников организованы онлайн-уроки, групповые и индивидуальные консультации в Zoom, Вайбере, Скайпе и т. п. Рассматривается возможность проведения консультаций в очном порядке с учетом индивидуальных возможностей гимназий и соблюдением всех санитарных норм.

— На введение режима самоизоляции пришелся период приема документов в первые классы гимназий. Это сказалось на наборе учеников? Все ли первые классы сформированы?

— Приемная кампания по зачислению первоклассников практически во всех гимназиях была фактически завершена до начала введения режима самоизоляции. На начало марта в первые классы были зачислены 446 будущих гимназистов. Но до конца августа ситуация может измениться в сторону увеличения количества наших первоклассников.

Оксана Москвина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.