Главная > Время созидать > Удивляет и радует
17:39, 26 ноября 2020

Удивляет и радует

Храм в Большом Козине снова в первозданном виде

В селе Большом Козине Балахнинского района, километрах в трех от сормовской окраины Нижнего, сохранился замечательный храм в честь Архистратига Божия Михаила. Это и памятник архитектуры, и объект культурного наследия. Монументальное здание стоит на высоком холме над поймой Волги. От его мощной архитектуры трудно оторвать взгляд. Сюда приезжают с окраи­ны Нижнего Новгорода — поселков Дубравный и Высоково. 14 ноября здесь состоялось освящение Печерского придела.

Местные жители гордятся своей духовной жемчужиной. Сегодня храм с шатровой колокольней полностью восстановлен: покрашены фасады, украшены ажурным позолоченным подзором карнизы, покрыты золотом и звездами купола… Такое же благолепие и внутри собора, который сразу удивляет своими объемами, обилием света. Свет струится через большие окна в два ряда и усиливается от позолоты, покрывающей резьбу трех иконостасов, киотов и аналоев. Часами можно здесь рассматривать росписи на стенах, столбах и сводах — строгие геометрические орнаменты, евангельские сюжеты, изображения святых в рост.

За богатым убранством Михаило-Архангельского храма — годы, даже десятилетия труда и молитв местных жителей и настоятелей. Собор передали верующим в конце 1991 года. Многие из тех, кто начинал хлопотать о его открытии, к сожалению, уже ушли из жизни. Сегодня в церковь ходят их дети и внуки.

— В живых осталась только Галина Пахомова, — рассказывает местная жительница Любовь Гурылева. — Тетя Галя вместе с другими женщинами ездила по инстанциям просить, чтобы нам передали храм. Они твердо стояли на своем, не отступали, пока не добились возвращения. Место здесь намоленное — не одно столетие службы совершались. Наши бабушки рассказывали нам, как ходили сюда молиться до закрытия храма. А когда его вернули Церкви, приходили сюда убираться. Вывезли много грязи и мусора. И мы им помогали, ведь на первых порах храм восстанавливался медленно и тяжело. Менялись священники, менялись люди. Но когда пришел отец Петр, все сразу в гору пошло.

Александра Бочкарева приехала в Большое Козино 20 лет назад, когда службы в храме только начинались. Протоиерей Петр Чеботарь, по ее словам, сумел подобрать себе помощников, сплотить приход. Не считаясь со временем, много сил отдавал и храму, и людям.

— Наш храм — историческое здание, — говорит прихожанка, — и реставрацию нужно было вести в соответствии с историческими чертежами и документами. В 1940‑х годах алтарь был полностью разобран. Его форму и пропорции нужно было соблюсти, восстановить все крылечки с лесенками. Мы считали счастьем для Господа потрудиться. И сейчас при первой возможности спешим в церковь.

Многие из прихожан помнят, как ходили сюда в советские годы за мылом и спичками. Хозтовары продавали в одном из помещений большого притвора храма, где сейчас находится трапезная. В центральной части был большой склад.

— Маленькой девочкой с мамой ходила сюда в магазин, — вспоминает одна из прихожанок. — Зайдешь внутрь, а на сводах — росписи! Стоишь и разглядываешь, как через облупленную краску проступают лики с нимбами, крылья ангелов. Росписи, слава Богу, сохранились. Они были закрашены известью незадолго до открытия церкви.

Другая прихожанка показывает на западную стену храма:

— Пресвятая Богородица над входом была обезображена, к Ее лику был приделан железный штырь. Изображение Господа Вседержителя тоже восстановлено, а не заново написано.

В 2007 году в Большом Козине состоялись торжества по случаю 200‑летия храма в честь Архистратига Михаила. К тому времени был восстановлен правый придел в честь святителя и чудотворца Николая. Верующие крестным ходом обошли вокруг храма, а затем направились к кресту, который специально к торжествам был установлен на церковной территории. Этот крест — особая забота настоятеля.

— Когда я только получил этот приход, выяснил, что храм стоит на бывшем кладбище, — рассказывает отец Петр. — Со временем его сравняли с землей, могильные плиты растащили, по кладбищенской территории ездили машины и гуляла молодежь. А ведь здесь были похоронены служившие в храме священники и родственники жителей поселка.

Чтобы предотвратить дальнейшее осквернение могил, отец Петр много сил положил на благоустройство кладбищенской территории. Сейчас весь ее периметр огражден каменным забором, вдоль которого высажены голубые ели. Сама территория после дополнительного завоза земли превращена в ровную площадку, засаженную газонной травой.

На площадке, после которой когда-то начиналось кладбище, теперь двухметровый мраморный крест. На его подставке выгравирована цитата из Послания святого апостола Павла к евреям: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр 13:7).

И предки Чкалова здесь покоятся

История села и его храма уходит корнями в XVI век, когда Козино с близлежащими деревнями было вотчиной Троице-Сергиева монастыря, в нем жили монастырские крестьяне. Они выращивали рожь, пшеницу, лен, овес, просо, картофель, капусту и другие культуры. К этому же времени относится и самое первое упоминание о церкви в Большом Козине.

В то время на месте Архангельской церкви стоял храм в честь святителя Николая Чудотворца. Церковь была с двумя приделами — в честь Архангела Михаила и Леонтия Ростовского, чудотворца. В 1742 году взамен обветшалой церкви построили каменную, но уже без приделов, с престолом в честь Архангела Михаила. В храм приходили верующие из ближайших деревень: Высокова, Малого Козина, Алешина, Костенева, Ляхова. В церкви Михаила Архангела крестились предки Валерия Чкалова, и все они похоронены на большекозинском кладбище.

Через полвека стены храма стали разрушаться, и в 1899 году был сделан капитальный ремонт с пристройкой дополнительных помещений в псевдорусском стиле — обширной четырехстолпной трапезной с двумя приделами и многоярусной шатровой колокольней.

В 1938 году церковь была официально закрыта. В 1940‑е разобрали алтарь и колокольню. Храм использовали в хозяйственных целях, и вновь его открыли в начале 1992 года.

14 ноября 2015 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил храм Великим чином, а в 2019 году был освящен набор из 12 колоколов для звонницы. Они имеют сходство со старинными колоколами, которые были утрачены после закрытия церкви.

Родной Архистратиг

И сам величественный храм как новый, и все, что вокруг, новое. Брусчатка, кирпичики, фонари, даже пандус есть. А я помню этот храм совсем иным. Без алтаря, колоколов, без внутреннего убранства. Только фрагменты росписей, известка и копоть на стенах и фанерная перегородка с печатными иконами вместо иконостаса. В еще не восстановленном, обветшалом храме остро чувствовалась связь с прошлым, стариной, молитвами предков. Сюда больше 20 лет назад я приезжала в течение двух лет вместе с участниками первого в Нижегородской епархии молодежного православного движения (МПЦ).

В 2002 году, с назначением сюда настоятелем руководителя МПЦ иерея Алексия Червякова, на приходе Архангельского храма оказались жаждущие деятельности юноши и девушки. Храм в Большом Козине стал для всех нас вторым домом. Помню, не могла дождаться воскресенья. Когда же снова в Большое Козино? Добирались с пересадками. Часа по полтора-два, иногда пешком шли от конечной станции Дубравной до храма. Дорога вдоль ельника с соснами и оврагами, за песнями и разговорами, незаметна. Глядишь, а за очередным поворотом — вот он, ­каменный исполин, родной Архистратиг Михаил.

Человек 20 приезжало нас на приход. Все делали сами: алтарничали, пели на клиросе, вели детскую воскресную школу, выпускали приходскую газету «Михайлов день». Трапезу тоже готовили сами, несли дежурства. После литургии и трапезы мы направлялись в дом священника, где в одной из комнат, оборудованной под спортзал, у нас проходили занятия по физической подготовке, а затем — по фольклору.

Вместе с ребятами из фольклорно-этнографического коллектива «Свети-Цвет», которые тоже входили в нашу молодежную общину, мы разучивали русские народные песни и танцы, причем из нижегородского репертуара, с характерным наречием. Ребята привозили их из своих экспедиций. По праздникам девушки надевали русские сарафаны с лентами, а юноши — рубахи, штаны с плетеными поясами и сапоги. Местные жители приглашали нас на Рождество, Пасху и Масленицу — праздники проводить.

Летом отец Алексий устраивал для нас лагерь на берегу Волги. После молитвы и завтрака мы каждый день шли лугами к храму — трудиться. Отчищали копоть со стен. Заливали фундамент под алтарь. Счастливое время…

Марина Дружкова
фото Алексея Козориза

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.