Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > «В одной упряжке с Учителем»
«Ведомости Нижегородской митрополии» №17 (239) 18:58, 9 сентября 2022

«В одной упряжке с Учителем»

Взгляд на образование с высоты полувека в педагогике

Заслуженный учитель Российской Федерации, победитель конкурса лучших учителей России в 2006 году, автор множества программ по русскому языку и литературе — все это об Альбине Матюшонок. В следующем году будет 50 лет как она «сеет разумное, доброе, вечное». После университета Альбина Андреевна 46 лет проработала учителем русского языка и литературы в школе №119 Автозаводского райо­на Нижнего Новгорода, а когда ушла на пенсию, сидеть дома не стала. С удовольствием откликнулась на предложение директора Сергиевской гимназии Ольги Тюховой вести уроки в этом учебном заведении. Накануне нового учебного года многоопытный педагог дала интервью нашей газете.

— Альбина Андреевна, как вы стали учителем?

— Почти случайно. Я очень любила физику, на областных олимпиадах по химии занимала призовые места. Мечтала поступить в МФТИ, готовилась там в заочной школе. Но отец сказал: «Где родился, там сгодился». И я подала документы в Горьковский университет. В приемной комиссии вижу: сидит девочка из нашей школы. Она училась там на химфаке. Говорит мне: «Иди на филфак, журналистом будешь». А я писала статьи для школьной газеты. Я отвечаю: «Лучше на химфак пойду». «Химия — разрушающая наука, — сказала моя знакомая. — Я химфак заканчиваю — кем я буду? Я не вижу своего будущего». И за пять минут разговора она убедила меня поступать на филологический.

— В 1984 году, всего в 33 года, вы получили звание заслуженного учителя Российской Федерации. Как это было?

— Для получения этого звания нужно было выполнение определенных условий. У меня были публикации. Я постоянно давала семинары для учителей (к нам в школу приезжали со всего Советского Союза). Была активисткой, членом партии, входила в районное бюро.

— Членом партии — и в то же время верующим человеком?

— Никакого противоречия! Когда мы вступали в комсомол, требовалось предоставить обоснование, почему ты решил стать комсомольцем. Я написала, что хочу, чтобы общество было кристально честным, чистым, чтобы все люди были друг другу братья. Я ничем не покривила душой. Потом я стала секретарем комсомольской организации школы. Моя любимая учительница истории была секретарем парторганизации.

— Она тоже была верующей?

— А никто это не афишировал. Церкви были закрыты, а люди верили. Да, были запреты. Я своих детей крестила тайно. Когда училась в университете марксизма-ленинизма, лекции у нас читал преподаватель из Москвы — заведующий сектором взаимодействия государства и религии. Он очень много интересного рассказывал нам о религии. На мой прямой вопрос: «Вы сами верующий?» — он ответил: «Да».

— А о Боге вы от кого узнали? В школе и в газетах в то время об этом говорилось только с негативной окраской.

— Не помню. Я с детства знала, что Бог есть. Когда мы ездили к бабушке в Ростов-на-Дону, она всегда брала нас с собой в церковь. Там были базарная площадь и огромный храм. И толпы людей в нем. Там не было таких строгостей, как у нас в Горьком. Поэтому когда бабушка приезжала к нам в гости, она ездила в Карповскую церковь, но меня не брала: там же фамилии записывали, кто входит в храм, кто выходит. А потом сообщали на работу. Бабушка знала это. И папа говорил ей: «Вы ходите в храм, а дочка пусть уроками занимается». Но вечером мама всегда молилась. И посты у нас всегда были. Помню, в 1953 году умер Сталин, в пасхальные дни. У нас дома накрыли стол, где были пасхальные яйца. Первым делом — «Христос воскресе!», а потом уже за упокоение Иосифа. Мне тогда было всего два года, но это врезалось в память.

— Потом, в школе, когда учили, что человек произошел от обезьяны, у вас не появилось сомнений в существовании Бога?

— Я об этом и не думала. Я знала, что Он есть. Он все время помогал. А насчет обезьян… Наш учитель биологии могла так это все преподнести! Рассказывает теорию, а потом спрашивает: «Вы верите, что вы обезьяны?» Учителя у нас были талантливые. Помню, учительница истории задала читать «Забавное Евангелие» Толстого. Она, повторюсь, была в школе секретарем парторганизации. Пришли в класс, давайте беседовать. Спрашивает меня. А у моей бабушки была Библия, и я понимала, что Толстой пишет с насмешкой. Говорю: «Сюжет правильный, но обоснования другие», и начинаю толковать по Библии. Она говорит: «Молодец!» Она никогда не давила, и многие понимали, что все так, как в Библии написано.

— Альбина Андреевна, перенесемся в наши дни. Современные дети насколько грамотны?

— Все дело в подходе. У меня был период, когда я работала в Нижегородском женском епархиальном училище. Там мне дали часы культурологии и русского языка. Девочки — будущие регенты, открыты литературе и русскому языку. В соответствии со спецификой этого учебного заведения я должна была обращаться в основном не к мирской литературе, а к святоотеческой. Получился парадокс: даю диктанты «по святым отцам» — блестящая грамотность. Даю обычный текст — одни колы. Меня это заинтересовало. Как один и тот же ребенок мог на «пять» написать один диктант и на «кол» другой? Оказывается, буква богодухновенна! Тогда я неожиданно поняла, что все обучение должно строиться на святоотеческой литературе. Она приучает к грамотности.

— Понятно, что святоотеческую литературу можно легко включить в программу православной гимназии. А если речь идет об обычной школе?

— Одно время я работала в Гнилицкой гимназии. Там не хватало учителя, и мой духовник попросил взять несколько часов. Я согласилась. Таким образом, я одновременно вела 10-е и 11-е классы в православной гимназии и светской школе. Программа одна и та же. Потом сопоставляла, как воспринимают и пишут дети. Результат в гимназии оказался выше в силу того, что там я использовала в работе материал святоотеческой литературы. Тогда я решилась на эксперимент — в обычных классах тоже стала вести разговор о православии, готовить диктанты по свято­отеческой литературе. Получился приблизительно одинаковый результат. Я сделала вывод, что грамотность учеников зависит от того, на основе каких текстов мы работаем.

— Как сами дети и их родители восприняли вашу инициативу?

— Нормально. Ни один родитель не сказал, что не имеем права. Ребята в этих классах легко шли на контакт. Мы пошли дальше. Раз в месяц я стала приглашать на классный час священника. Детям эти встречи очень нравились. Неслучайно некоторые мои ученики стали батюшками, кто-то — многодетными отцами.

— Многие учителя литературы жалуются на то, что дети не читают. Что с этим делать?

— Сегодня многие дети считают, что читать незачем, если можно посмотреть в интернете в сокращенном варианте. У них не возникает желания углубиться в чтение, которое к тому же требует определенных нравственных усилий. Ребенок, как и взрослый, хочет получить удовольствие, отдохнуть. А тут требуется проникновение в текст. Когда начинаешь разбирать с учениками произведение, они удивляются: надо же, дома читали, но ничего такого не видели! Это называется «чтение под микроскопом». Я сравниваю его с работой врача, который со всех сторон обследует больного. Мы с детьми занимаемся тем же самым.

— Психологи утверждают, что когда человек долго работает на одном месте, у него случается выгорание. С вами этого не произошло?

— Нет. Может, выгорают те, у кого проб­лемы с администрацией? Мне всегда везло с этим. Когда я окончила институт, мой дядя, директор авиационного института в Ленинграде, сказал: «Аллочка, я тебя поздравляю, ты выбрала самый лучший путь в этой жизни — учительство». Потом, уже будучи заслуженным учителем, я приехала в Ростов-на-Дону со своими детьми. Перед этим бабушка на своей улице всем рассказала, что приедет внучка, заслуженная учительница. Помню, идем мы с чемоданами, а вся улица выстроилась и кланяется мне. У меня слезы: «Бабушка, почему? Они же все такие взрослые»… А она говорит: «Это уважение перед учительством».

Учительство лежит в основе всего. На курсах катехизаторов протоиерей Александр Мякинин сказал очень важные для меня слова: «Запомните, вы учитель, а Гос­подь — Учитель с большой буквы. Вы в одной упряжке».

Беседовала Оксана Москвина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.