Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Календарь > В помощь и ободрение
«Ведомости Нижегородской митрополии» №6 (228) 21:56, 25 марта 2022

В помощь и ободрение

 27 марта — неделя Крестопоклонная

Воскресенье третьей недели Великого поста в Православной Церкви носит название Крестопоклонной. Это и преполовение, середина поста, когда пост усиливается и каждый хочет получить утешение и укрепление в вере через поклонение святому Древу или его образу.

«Крест — хранитель всей вселенной, Крест — красота церкви, Крест — царей держава, Крест — укрепление верующих, Крест — ангелов слава и демонов язва». Так объясняет одно из церковных песнопений значение Креста для всего мира. «Тростию Креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов», — говорится в одной из стихир праздника.

Животворящий Крест Господень напоминает верующим о приближающейся Страстной седмице и Пасхе Христовой. Он торжественно выносится в субботу вечером в центр храма на всенощном бдении. После этого священники и прихожане храма совершают перед Крестом три поклона.

«Надо обратить внимание на то, что о Кресте говорится во всех песнопениях этого воскресенья, но говорится не о страданиях на Кресте, а о победе и радости, — пишет протоиерей Александр Шмеман. — Больше того, ирмосы второго воскресного канона взяты из пасхальной службы: «Воскресения день» и весь он является как бы парафразой Пасхального канона. Мы достигли середины Великого поста. С одной стороны, физический и духовный подвиг, если он серьезен и последователен, начинает сказываться, чувствуется усталость. Нам нужны помощь и ободрение. С другой стороны, претерпев эту усталость, взойдя на половину горы, мы начинаем видеть конец нашего странствования, и сияние Пасхального света становится ярче. Великий пост — это время нашего самораспинания, опыт, пускай и ограниченный, Христова призыва, который мы слышим в евангельском чтении этого дня: «Кто хочет идти за Мною, отверг­нись себя и возьми крест свой, и следуй за мной» (Мк 8:24). Но мы не можем принять свой крест и следовать за Христом, если не примем Его Креста, взятого Им для нашего спасения. Спасает нас Его Крест, а не наш. Только Его крест сообщает не только смысл, но и силу нашим крестам».

О том, как и почему Крест Хрис­тов стал символом и орудием нашего спасения, которое освящает нас в течение всей жизни и о чем мы особенно вспоминаем во время поста, написал в своем «Точном изложении православной веры» преподобный Иоанн Дамаскин:

«Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение. Первый Иаков, поклонившись на конец жезла Иосифа посредством образа обозначил Крест, и, благословив своих сыновей переменными руками (Быт 48:14), он весьма ясно начертал знамение Креста. То же обозначили жезл Мои­сеев, крестообразно поразив­ший море и спасший Израиля, а фараона потопивший; руки, крестовидно простираемые и обращающие в бегство Амалика; горькая вода, услаждаемая древом, и скала, разрываемая и изливающая источники; жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия; змий на древе, вознесенный в виде трофея, как будто бы он был умерщвлен, когда древо исцеляло тех, которые с верой смотрели на мертвого врага, подобно тому, как и Христос плотию, не знавшей греха, был пригвожден за грех. Великий Моисей говорит: «увидите, что жизнь ваша будет висеть на древе пред вами» (Втор 28:66). Исаия: «всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям» (Ис 65:2). О, если бы мы, поклоняющиеся ему (то есть Кресту), получили удел во Христе, Который был распят!»

Подготовила Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.