Главная > Читая Писание > «В потопе вод многих»
«Ведомости Нижегородской митрополии» 8 (206) 21:39, 27 апреля 2021

«В потопе вод многих»

Что составило предел Божественного терпения?

Бытописание Ветхого Завета, относящееся ко Всемирному потопу, приобретает особую детализацию: человечество приближается к новой вехе своей истории, в которой имена потомков Ноя, единственного оставшегося на земле праведника, вместе с семьей спасшегося во всемирной катастрофе, запечатлеются в названиях стран и народов. Рассмотрим историю Всемирного потопа, излагаемую в 6–9‑й главах Книги Бытия.

Господство открытого греха

Как ни далеки были изначально потомки Сифа и Каина, постепенно взаимные отношения образовали между ними тесную связь, и пороки, бывшие прежде уделом исключительно каинитов, стали теперь общим достоя­нием. По выражению Слова Божиего, люди стали «плотью» (Быт 6:3). «Потому что они совершенно предались плотским делам и не пользовались по-надлежащему способностями души, но вели такую жизнь, как будто бы облечены были только плотью и не имели души», — пишет святитель Иоанн Златоуст в «Беседах на Книгу Бытия».

Когда Бог увидел, что развращение людей достигло крайней степени, а предметом мыслей их  всю жизнь служит только зло, Он положил истребить с лица земли человечество, а с ним и все живое, сотворенное для пользы человека. «И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт 6:5). Это, очевидно, была не просто естественная порочность испорченной натуры, а всеобщее господство открытого и дерзкого греха и восстания против Бога. Исполины, рождающиеся от смешения сифитов с каинитами, полагаясь на свою силу, внесли в человеческое общество ужасы насилия, бесправия, хищничества, сладострастия и всеобщего неверия в обетование будущего избавления.

«Настало время, в которое надобно было употребить нож, чтоб остановить увеличение раны, — поясняет святитель Иоанн Златоуст логику Божиего Промысла. — Поелику вселенная имела нужду в полном очищении, и надлежало омыть ее от всякой нечистоты и уничтожить всю закваску прежнего развращения, так, чтоб не оставалось и следа нечестия, но произошло как бы обновление стихий; то Господь поступил подобно искусному художнику, который, взяв сосуд, обветшавший от времени и изъеденный, так сказать, ржавчиною, бросает его в огонь, и, согнав с него всю ржавчину, переделывает его, преобразует и приводит в прежнее благообразие. Так и Господь наш, очистив вселенную этим потопом и, так сказать, освободив от человеческого нечестия, скверны и растления, сделал ее прекраснейшею и снова явил нам светлым лицо ее оттого, что не позволил остаться и следу прежнего безобразия».

Раскаяние Божие

Сотворенные для человека, животные должны были разделить участь людей. «И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых я сотворил, от человека до скотов, и гадов, и птиц небесных истреблю, ибо я раскаялся, что создал их» (Быт 6:7). Раскаяние Божие, разумеется, не означает, что Творец ожидал иного развития событий: по Своему всеведению Он не мог не знать будущего — слова эти показывают искреннее сожаление Божие о человеке и мире.

В те злосчастные годы на земле оставался всего один помнящий Бога человек — правнук благочестивого Еноха Ной. Ему Господь и открывает в подробностях план спасения: «…конец всякой плоти пришел пред лицо Мое. Сделай себе ковчег из дерева гофер» (подобие современного кедра или кипариса). Более 100 лет праведный Ной строил ковчег по точному указанию Божию — длиной 300 локтей, шириной 50 локтей и высотой 30 локтей. Он был осмолен внут­ри и снаружи. Наверху было сделано длинное отверстие по всему ковчегу в локоть шириной, для света и воздуха, а сбоку — дверь. Он состоял из трех ярусов со множеством отделений для скота и корма.

В продолжении строительства Ной не переставал призывать людей к покаянию. Самой красноречивой проповедью было само сооружение им громадного корабля на суше, вдали от воды. Но, насмехаясь над проповедью Ноя, люди становились еще более беззаботными и беззаконными. Они «ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех» (Лк 17:27). Ко времени окончания ковчега Ною было 600 лет, и тогда Гос­подь повелел ему войти в него с женой, тремя сыновьями и их женами, а также с определенным количеством животных, как чис­тых (которых можно приносить в жертву), так и нечистых.

Радуга над великой бездной

И вот «…разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей» (Быт 7:11–12). Уровень воды поднимался 150 дней, так что даже высокие горы покрылись водой. «И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле» (Быт 7:21). Один Ноев ковчег, заключивший в себе избранное семя для развития новой жизни, носился по необъят­ному морю, прообразуя собой грядущую Церковь Христову.

Что следует понимать под «источниками великой бездны»? Это был не просто дождь. Покрыть допотопный рельеф могли лишь нахлынувшие воды океана и интенсивные выбросы подземных вод через разломы в земной коре. Тектонические движения привели к подъему океаничес­кого дна, значительно повысив уровень океана. Современные геологи находят множество подтверждений этой всемирной катастрофы.

Через год вода убыла, и Ноев ковчег остановился на горах Араратских (территория современной Армении). Ной многократно выпускал ворона, а затем голубя, чтобы узнать, сошла ли вода с материка, и когда голубь возвратился со свежим масличным листом в клюве, это стало символом новой мирной жизни.

Спасенные люди возблагодарили Бога, а Ной устроил жертвенник и принес жертвы Завета. Проявление благочестия было угодно Господу, и Он торжественно обещал праведнику, что «не будет уже потопа на опустошение земли» (Быт 9:11). В знамение этого завета Господь положил радугу.

Новые заповеди возрожденного человечества

Праведному Ною предстояло начать новую жизнь подобно праотцу Адаму при выходе из рая, но в более трудных условиях. «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт 9:1). При этом в послепотопную эру к уже существующим Божиим установлениям субботы и брака были присоединены запрет употребления крови и запрет человекоубийства.

Теперь Господь благословляет человеку в пищу не только растения, но и животных. К этому вынуждали скудость послепотопной растительности, ослабленность людей после долгого жительства в ковчеге, а также определение человеку значительно более короткой жизни и, соответственно, меньших жизненных сил.

В пищу были определены лишь так называемые чистые животные. Но разделение на чистых и нечистых носило в значительной степени условный характер и призвано было напоминать о необходимости различения добродетели и греха. Так, повелевая не есть хищных птиц: орла, ястреба, коршуна, — Господь подсказывал избегать хищения, добывать себе пищу трудом. Он также запретил вкушать кровь животных: «только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Быт 9:4), потому что «душа тела (животных) в крови…» (Лев 17:11). Кровь как символ жизни, принадлежащей Богу, Господь предназначил для жертвоприношений и исключил из пищи человека. Мясоедство предотвращало людей от обожествления животных и идолопоклонства: неприлично боготворить то, что можно убить и съесть.

Бог впервые грозно запрещает человекоубийство — на том основании, что все люди братья и каждый из них носит в себе образ и подобие Божие. «Кто прольет кровь человеческую, — говорит Господь, — того кровь прольется рукою человека» (Быт 9:6).

Прообразы в истории Ноя

История Ноя имеет глубокий сокровенный смысл. Святые отцы находили, что Всемирный потоп прообразовывал собою, во-первых, новозаветное таинство Крещения, установленное в Церкви Христом, а во-вторых, истину будущего всеобщего воскресения мертвых.

«В потопе было таинство людей спасаемых, — говорит святой мученик Иустин Философ. — Ибо праведный Ной при потопе с прочими людьми, <…> составляя числом восемь, были символом того дня, в который наш Христос явился, восставши из мертвых, и который есть по числу восьмой, но по силе всегда первый. Христос, перворожденный всей твари, сделался также началом нового рода, возрожденного Им посредством воды и веры, и дерева, содержащаго таинство Креста, подобно как Ной спасся на древе, плавая по водам с семейством своим».

Святитель Иоанн Златоуст, размышляя о прообразовательном значении Всемирного потопа, пишет: «прошедшее было прообразом будущего. Именно: ковчег (есть) Церковь, Ной — Христос, голубь — Дух Святой, масличная ветвь — человеколюбие Божие. Как ковчег бывших внутри его спас посреди моря, так и Церковь спасает всех блуждающих; но ковчег только спас, а Церковь делает нечто больше. Примерно скажу: ковчег принял в себя бессловесных — и спас их бессловесными; Церковь приняла неразумных человеков и не только спасает их, но и переменяет. Принял ковчег ворона — и выпустил ворона; Церковь принимает ворона, а выпускает голубя, принимает волка, а выпускает его овцой».

«Где не говорило Божественное Писание о воскресении?.. Ной устроил ковчег по повелению Божию, сделав в нем для себя и для дома своего как бы основание пакибытия», — восклицает святитель Епифаний Кипрский.

По слову же Самого Спасителя, «как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф 24:37–39). День Своего пришествия и кончины мира Господь скрыл от нас, чтобы люди не откладывали своих трудов, боролись с грехом и каждодневно готовились к встрече со Хрис­том, к Его Страшному Суду.

иерей Сергий Ураков

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.