Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > К духовному размышлению > В церковь — а зачем?
«Ведомости Нижегородской митрополии» 2 (158) 16:33, 31 января 2019

В церковь — а зачем?

Боюсь ошибиться, но большая часть крещеных, относящих себя к истинно верующим, православных христиан редко задается вопросом, если вообще задается: а зачем и для чего я хожу, или пойду, или надо ходить в церковь? И еще меньше имеют в виду при этом не архитектурное сооружение особого назначения, а ту общность людей, которую называют Православной Церковью. И вот тут будет нелишним, хотя бы вкратце, вспомнить о том, что же такое Церковь.

Вслед за евангельским словом

Как пишет в катехизисе епископ Александр (Семенов-Тян-Шанский), «чтобы ответить на этот вопрос, надо вдуматься в то, что сказано о Церкви в Священном Писании. Так, в апостольских посланиях Церковь именуется «домом Божиим» (1 Тим 3:15), «градом Божиим» (Евр 12: 22), «матерью верующих» (Гал 4:26) и наконец телом Господа Иисуса Христа, главою которого является Он Сам (Рим 12:5; 1 Кор 6:15; 12:12–28). В Евангелии Сам Господь говорит о Церкви как об овечьем дворе, винограднике, неводе… Можно отнести к Церкви также многое, сказанное относительно Царствия Божия, так как, по слову учителей Церкви, она есть начаток Царствия Божия на земле, «зерно горчичное», возрастающее в великое дерево (Мф 13:31–32). На основании этого говорят еще, что Церковь есть рост Слова Божия в нас: «Слово Божие росло и распространялось», так сказано в Книге деяний святых апостолов (12:24), и это сказано о Церкви. Толкуя притчу о закваске (Лк 13:21), многие отцы утверждают, что Церковь и есть эта брошенная в мир «закваска новой жизни».

Осмысливая эти понятия и наблюдая за сегодняшним состоянием большинства тех, кто по факту крещения относит себя к верующим людям, хочется вновь задать вопрос: так зачем мы ходим в церковь? Но сформулировать иначе: а за тем ли мы ходим в церковь?

Что, мы торопимся в Дом Божий, как в Дом Отца? А не спешим ли мы его покинуть второпях, если вообще попали на службу? Мы послушны Церкви, как матери, если и родную-то мать не всегда слушаем? Причащаясь (если вообще причащаемся), мы становимся сопричастны Телу Христову не из ощущения жажды, а потому, что «так надо»? Идем ли мы, как овцы за своим пастырем, за Христом или только декларируем это? Возрастает ли в нас вера, как великое дерево, и Слово Божие взрастает ли в нас?

Этот вопросник можно было бы продолжать, но уже и так понятно: ответ в большинстве случаев неудовлетворительный. И грустно слышать от человека, готовящегося принять крещение или крестить ребенка, в ответ на призыв в случае испытаний быть верным Христу вплоть до смерти: «Зачем вы меня пугаете?»

Только ленивый не критиковал сегодня церковные структуры, мол, они стали напоминать бюро добрых услуг. Ну, а если разобраться, то так ведь и должно быть. Служить ближнему заповедал Сам Господь Иисус Христос: «кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф 20:25). Но, как часто это бывало, «адамова природа» падшего человека приводила к такому искажению, что истинный, высокий смысл служения низводился до комичного «чего изволите?»

Мерило веры — терпение

Искаженное понимание Церкви породило и искаженную реакцию на взаимоотношения человека и Бога внутри нее. Нередко слышишь стенания по поводу того, что «акафист-де не работает»:

— Молюсь, молюсь, уж год молюсь, а он (сын, зять, муж) все пьет и пьет.

— Квартиру только освятили, так на следующий день соседи сверху пролили (жулики обокрали).

— Мы уж 20 раз молебен заказывали, теперь одна надежда на ЭКО.

Таких высказываний любой священник слышал столько, что и не сосчитать.

Ни в коем случае не порицаю никого, кто чего-то у Бога просит. Он Сам учил так: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф 7:7). Но, замечу, Он не указывал время исполнения просьбы. А мы об этом либо не знаем, либо забываем, и нам, как неразумным детям, хочется исполнения желаний сейчас же.

Библия не только источник знания о Боге, но и совершеннейшее руководство в жизненных ситуациях. Люди, чья жизнь и труды ставятся нам в пример, могут стать мерилом и нашего терпения, и нашей веры — не только уверенности в бытии Божием, но и, в первую очередь, верности и доверия Ему.

Авраам получил обещание о том, что у него родится от Сарры ребенок, в возрасте 75 лет, а появился Исаак, когда его отцу было под сто. Четверть века ожидания прошли без вопросов: «Ну когда же?» Авраам не сомневался: если Бог обещал, Он исполнит. Так и нам нужно поступать. Если Господь Иисус Христос говорит: «просите — и дано будет», не сомневайтесь. А вопрос «когда?» только вводит в смущение. Бог дает всегда в свое время. И еще одна хорошая подсказка есть в Священном Писании: «Ищите же прежде царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам» (Мф 6:33). Святитель Григорий Палама по этому поводу добавляет: «Увещевая не пещися душею, — потому что это свойственно язычникам, — Господь Иисус Христос показывает, что если внимание твоей души будет устремлено к Богу, то от этого ты не потерпишь никакого вреда относительно телесных нужд; но, более того, Бог устроит так, что вместе со спасением души ты, несомненно, будешь обладать и этими необходимыми земными благами». (Омилия 26, произнесенная во время жатвы).

Если в нас еще нет такого понимания устрое­ния взаимоотношений Бога и человека, будем просить Его, чтобы Он помог нам это осознать. И реализовать, хотя бы в малую толику, в нашей земной жизни, не просто ходя/приходя в церковь, но и принадлежа к ней, то есть устремляя внимание своей души к Богу.

Протоиерей Сергий Муратов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.