Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > «Войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись…»
16:04, 29 апреля 2020

«Войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись…»

Об испытании «удаленкой» — в вопросах пастырю
Корзухин А. И. «В красном углу»

Пути Господни неисповедимы. Стоя в этом году на рождественской службе, вряд ли кто-то мог предположить, что через три месяца даже не придется решать: идти ли на пасхальную или молиться дома, перед экраном? Выбор будет сделан за нас, и священноначалие благословит домашнюю молитву. На актуальные вопросы, в том числе связанные с пребыванием дома в сегодняшних непростых обстоятельствах, отвечает настоятель Крестовоздвиженского храма села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.

? Когда началась самоизоляция, мои невоцерковленные домочадцы резко высказались против того, чтобы я ходила в церковь. В это время многие мои знакомые еще посещали богослужения, причащались. И я рвалась туда, душа тосковала по причастию. Не пошла против воли домашних. Так и не сходила, пока была возможность. Теперь на сердце камень. Может, зря я их послушала тогда?

— Разве плохо, когда есть кто-то, кто за нас искренне переживает? Это проявление любви, к которой призывает всех нас Христос. Это своего рода молитва за близкого человека, пусть не привычными словами выраженная. О самоизоляции во время эпидемии и временном непосещении храмов говорилось уже немало. Есть этому вынужденному послушанию основания и канонические, и нравственные. Поэтому напомню лишь две вещи. Во-первых, мы должны слушать, что нам говорит священноначалие, если это не противоречит основам веры. А во-вторых, не стоит обижать своих близких упрямством и самостью. Придет время, закончатся испытания, и вы снова будете посещать храм, без страха причащаться Святых Таин.

И еще: мы, что, дома уже и молиться не умеем? А в Евангелии читаем: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно…» (Мф 6:6). Или не нам сказано?

? Как объяснить пятилетнему ребенку, почему наша семья перестала ходить в храм? Дочке там очень нравится, она всегда с радостью бежит туда. Как не напугать?

— Дети, как вы знаете, вообще воспитываются в системе запретов. Именно запреты формируют и закаляют волю. «Нельзя, потому что тебе будет плохо!» Например, не клади руку на горячую сковородку, не вставляй гвоздик в розетку. Если все дозволено, воли у человека не будет, он не сумеет потерпеть самые незначительные трудности. Так что воспитывайте свое чадо в понимании некоторых запретов. Только на пользу пойдет. Молиться тоже трудно, а иногда и не хочется, но мы это делаем, зная, что это полезно душе. К свету человек идет через преодоление. Надо и малышам это говорить, воспитывать их волю, пока возможно.

? Митрополит Георгий определил особое молитвенное правило во время вынужденного пребывания дома. Мы с женой стараемся его соблюдать. Но по этому поводу у нас вышло небольшое разногласие. Она считает, что если мы не можем пойти в храм, то хотя бы молитвенное правило должны петь, а не читать. Потому что в храме поют, и ангелы поют, прославляя Бога. А мне кажется, что достаточно чтения, храмовую службу все равно молитва дома не заменит. Кто прав?

— Спор ни о чем. Молитва — разговор человека с Богом. Кто знает церковное пение и может петь по установленным восьми гласам, то пусть поет, а кто не может — пусть читает. Это совершенно не важно для домашней молитвы, главное, чтобы она была искренней. Сам Спаситель говорит: «…если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных» (Мф 12:7).

? Когда делали ремонт, убрали со стен наклейки в виде крестиков. Их прикрепил батюшка, когда освящал квартиру. Хотели потом наклеить на новые обои. И забыли это сделать. Сейчас вспомнили, но теперь эти наклейки с крестиками найти не можем. Как нам теперь быть: купить новые в церковной лавке или заново освящать квартиру?

— Если вы уже освящали полным чином ваше жилье, то повторять его не нужно. Можно пригласить священника, чтобы он совершил молебен с водосвятием, или другой. А наклейки — это не оберег, они лишь видимый знак, что ваш дом освящен. Если хотите, приклейте новые. Есть древняя традиция: в освященном жилище вечером в крещенский сочельник хозяин дома кропит святой водой все помещения. Сделайте так. Да никто и не возбраняет вам почаще кропить свой дом святой водой.

? Сначала наша семья даже обрадовалась самоизоляции и дистанционной работе и учебе. Все дома, вместе, хорошо же. Первое время жили и радовались. А потом стало трудно. Хандра какая-то, «взрываемся» по пустякам, раздражаемся друг на друга. Да еще телевизор и интернет не прибавляют оптимизма. Как победить уныние во время карантина?

— Не секрет, что все наши душевные качества проявляются в экстремальных условиях. Такими условиями можно назвать и нынешний карантин. Мы все разные, поэтому трудно давать общие рецепты. Вынужденную самоизоляцию следует принять как послушание, как некоторый духовный подвиг, который вы взяли на себя во время Великой Четыредесятницы. А отсюда — смирение и терпение. Именно эти качества нам нужны, их мы вырабатываем и укрепляем во время карантина. Так что, в какой-то мере, карантин этот нам на пользу. Возможно, приобретем то, чего не имели.

? В силу своей профессии много времени провожу в интернете, в том числе и сейчас, во время самоизоляции. Отметил, что сейчас во Всемирной паутине стало больше бесплатной информации: видеоуроки, фильмы, подписки на компьютерные игры, удаленный шопинг — то, что раньше предполагало оплату. На первый взгляд, это хорошо, будет людям чем занять время, но,  с другой стороны, все это вызывает непонятную тревогу. Ведь это рост количества искушений. Может быть, я не прав?

— Ваша тревога вполне понятна. Доступность всяческой информации в Сети сегодня не только увеличивает число искушений, но и формирует привычку, а за ней и зависимость от компьютера, давно уже ставшую бичом для подростков и молодежи. Об этом говорят родители, психиатры, Церковь. Что это значит? Да только то, что мы не научились пользоваться свободой. Ругаем телевизор и гаджеты, а ругать-то себя следует, потому что это ведь мы, а не кто другой не в силах нажать кнопку «стоп». Искушений больше, но это значит, что и мы должны в большей степени проявлять свою волю. А еще — внимание к младшему поколению, у кого воля находится еще в зачаточном состоянии.

? Сейчас, когда я постоянно дома, появилась возможность глубже изучить православное вероучение. Честно говоря, знания имею поверхностные. Посоветуйте, что почитать и с чего начать. На слуху слова «творения святых отцов». Кто они, святые отцы? И какие конкретно произведения стоит изучить более подробно?

— Слово «отец» здесь обозначает наставника или учителя истины. Это такой почетный титул, который применяется с конца IV века для выдающихся церковных деятелей и писателей прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, иерархической организации и богослужения Церкви, составлении канона — списка cвященных книг Библии.

Второе правило VI Вселенского собора перечисляет святых отцов поименно: это архиепископы Дионисий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Тимофей Александрийский, Феофил Александрийский, Кирилл Александрийский, архиепископ и мученик Петр Александрийский, мученик архиепископ Киприан Карфагенский, епископы Григорий Нисский, Григорий Неокесарийский, Амфилохий Иконийский, патриарх Геннадий Александрийский.

В православии к отцам Церкви иногда причисляют также деятелей Средних веков (например, патриарха Фотия, Симеона Нового Богослова, Григория Паламу) и Нового времени (Паисия Величковского, Феофана Затворника, Силуана Афонского и других). Все они оставили замечательное наследие, которое изучается и будет изучаться всегда. Но для того, чтобы начать знакомство с творениями святых отцов, нужно приобрести некоторую платформу. Как в школе — сначала арифметика с делением и умножением, потом высшая математика с интегралами. Если вы прочли (и не раз) Новый Завет с простейшим толкованием, определенные книги Ветхого Завета, Закон Божий, катехизис, можно и к святоотеческой литературе приступать. Но лучше это делать под руководством опытного наставника или в воскресной школе для взрослых. Иначе можно заблудиться.

Подготовила Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.