Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вера и призвание > Воспитание семейственности
«Ведомости Нижегородской митрополии» 16 (214) 20:06, 27 августа 2021

Воспитание семейственности

Серафимовский педагог — о православной гимназии и ее журнале

Неделя осталась до начала нового учебного года. Ребята будут вспоминать пройденное и осваивать новое, готовиться к контрольным и экзаменам, участвовать в конкурсах, олимпиадах и соревнованиях. А в Липецкой православной гимназии в честь преподобного Амвросия Оптинского выйдет очередной выпуск журнала «Отблески». Мы побеседовали с идейным вдохновителем и главным редактором школьного издания — обладательницей звания «Серафимовский учитель — 2020–2021» педагогом Еленой Дорошенко.

— Елена Викторовна, что означает для вас победа в этом конкурсе?

— Благословение преподобного Серафима Саровского.

— Вы опытный педагог. На чем основано ваше профессиональное кредо?

— Всем известна фраза «Учителями не становятся, ими рождаются», наверное, и я родилась, продолжила семейные традиции: моя мама была учителем. Она говорила мне, что детей надо любить безусловно, без оговорок. Я стараюсь сохранять в сердце ее наставления.

До глубины души поразила меня фраза Сократа, его сокрушения по поводу современной ему молодежи: «Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие». И это почти 2400 лет назад! Грех гордыни и непослушания давно и глубоко сидит в нас и наших детях. И задача учителя состояла и состоит в том, чтобы через совершенствование своей души помочь ребенку осознать, увидеть свои недостатки и стать лучше. Слова преподобного Серафима Саровского: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи» — я считаю кредом учителя всех времен и народов.

— Бытует мнение, что современных детей трудно заинтересовать внеклассной деятельностью. Помню, беседовала с одной учительницей, и та посетовала, что школьникам не интересны ни поездки, ни походы. Встречались ли вы в своей работе с подобными трудностями, и как удается мотивировать учеников?

— У каждого из нас свои вкусы и предпочтения. Может, кто-то и заскучает, рассматривая картины великих мастеров. А если начать экскурсию с зала, где выставлены работы одноклассника? А следующий поход устроить в день важной игры одноклассника-футболиста? Поболеть всем сердцем, а затем можно вместе поиграть в боулинг, посетить веревочный городок или каток.

В православной гимназии имени преподобного Амвросия Оптинского мы стараем­ся к каждому найти индивидуальный подход. А в паломнические поездки выезжаем семьями. Я считаю, что все внеклассные мероприятия нужно стараться проводить семьями. Так мы проводим и футбольные турниры «Отцы и дети», и семейные посиделки «За чашкой чая», где знакомимся с традициями и семейными ценностями. Очень занимательны и поучительны рассказы о чудотворных иконах, переходящих из поколения в поколение.

Традиционной для нас стала спортивная духовно-краеведческая игра «Семья духом сильна!» В разновозрастных командах обязательно участвуют члены семьи. Собрать команду из одной семьи не всегда получается, да это и к лучшему, здесь уже объединяется несколько семей. Задания разные. Где нужна ловкость, сноровка, это дело для малышей, они не прочь еще раз проползти через горизонтальную или вертикальную паутину за бабушку. А есть задания, где мудрость стариков просто необходима. Никого уговаривать не приходится, желающих хоть отбавляй.

Если ребенок чувствует любовь и заинтересованность учителя, он и тянется своим сердечком, и класс становится семьей, где каждому есть что сказать и кому внимательно выслушать. Наша гимназия — большая дружная семья. Марина Сергеевна Щурко, наш директор, повторяет: вы не сами сюда пришли — Господь привел и учителей, и детей, и родителей. Бывает, родители тянутся за своими детьми и постепенно воцерковляются. А как радостно молиться на литургии в домовом храме гимназии, когда рядом с ребятами стоят их родители!

— Как родилась идея журнала «Отблески»?

— Педагогический коллектив нашей гимназии старается сохранить традиции русской школы, опираясь в своей деятельности на кладезь мудрости русских педагогов: святителя Кирилла Туровского, преподобных Епифания Премудрого, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Амвросия Оптинского, Екатерины Дашковой, Павла Флоренского, Антона Макаренко, Василия Сухомлинского и многих других. А практически в каждой дореволюционной классической гимназии было свое издание. «Отблески» стали воплощением давней надежды нашего директора, педагога в третьем поколении, создать площадку, где бы не только учителя, родители, священство смогли поделиться своими надеждами и переживаниями, но и все, кто находится на нашей волне. Наша гимназия к тому времени уже отметила 10 летний юбилей. Сейчас журнал в свободном доступе на сайте гимназии, и нас читают, с нами сотрудничают далеко за пределами Липецка.

— Расскажите, пожалуйста, о журнале подробнее. Как формировались рубрики? Какое участие в издании принимают родители?

— Гимназический совет обучающихся в первом выпуске обращается к читателям так: «Отблески» — это издание для тех, кому не безразличны судьбы России, гимназии, класса и нас самих. Теперь каждый из вас может побольше узнать или же рассказать о своем классе, семье, учителях, раскрыть свой писательский или журналистский талант». Таким образом, издание выстраивает связь: страна — гимназия — класс, обращаясь к творчески и социально активным людям.

Дети пишут о своих нравственных жизненных ориентирах: что они больше всего ценят в людях, что не приемлют в поведении людей. Их очерки мы объединяем в рубрику «Создателю во славу, родителям на утешение, Церкви и Отечеству на пользу». Для рубрики «Учитель, перед именем твоим…» берут интервью у учителей. Положительный образ учителя — одна из центральных тем издания. Укрепляют его рассказы детей о своих мамах-учителях, в которых две эти роли сливаются, творчески преображая друг друга. В руб­рике «Проба пера» мы печатаем стихи, сказки, повести и рассказы не только детей и сотрудников, но и липецких писателей. Родители тоже щедро делятся своими рассуждениями, впечатлениями и переживаниями, которые они выносят из паломнических поездок, чтения книг, просмотра фильмов.

— Значит, журнал развивает тему сохранения семейных ценностей?

— Воспитанию заботливого семьянина в издании уделяется большое внимание. Выпуски посвящены отцам, мамам, бабушкам, дедушкам. В статьях дети делятся укладом, сохранившимся в их семьях с давних времен, семейными традициями, реликвиями: бережно сохраненной иконой, учебником церковнославянской азбуки, по которому училась еще прабабушка. Задумываются о своей родословной, династиях. В подготовке публикаций участвуют многие члены семьи. Такое соучастие детей и родителей способно решать, на первый взгляд, труднорешаемые воспитательные задачи, сплачивать семьи.

— Какие темы для статей выбирают сами ребята? Что им интересно?

— Все, что они наблюдают в окружающем мире и переживают лично. Они спешат поделиться тем, что узнали сверх школьной программы. Дети — кладезь вопросов и ответов, надо только дать им возможность высказаться и внимательно выслушать их. А им есть что сказать. Да и читателю-ребенку легче понять и услышать истину, если она звучит из уст сверстника.

Объем первого издания «Отблесков» в 2016 году составлял всего 16 страниц — сейчас готовится 19-й номер, в котором уже 115 страниц с полноцветными жанровыми иллюстрациями: фотографиями и рисунками. Как удается гимназическому журналу выполнять одновременно несколько функций: воспитывать детей в духе Православной Церкви, служить источником информации и быть школой для творчес­ки активных детей?

Несомненная ценность журнала в том, что он является профориентационной площадкой для обучения и реализации навыков редакционно-журналистской деятельности гимназистов, практической реализации идей лидеров гимназического самоуправления.

В издании представлены творческие работы учеников гимназии по истории Русской Православной Церкви, святоотеческого предания, истории христианства, истории России, выдающихся личностей России и мира, а также проектная деятельность гимназистов в разных предметных областях. Представлены и светские темы, в том числе биографические и краеведческие. Работы оформлены ссылками на первоисточники с использованием глоссария. Так что наработки могут использоваться для подготовки к урокам. Системно оформлен и рубрикатор издания.

На этапе сбора материала, работы над статьями, иллюстрирования юных журналистов сопровождают педагоги. Из года в год журнал совершенствует оформление, расширяет и углубляет тематику публикаций, ориентируя читателей-детей на активную жизненную позицию в соответствии с ценностями и нормами православной морали.

Дискуссии, проблемные статьи, наблюдения о происходящем — все это, созданное детьми и для детей, одновременно и образовывает, и воспитывает, и развивает, соответствуя психовозрастным особенностям читателя. А когда разговор идет на равных, он скорее доходит до сердца.

Материал подготовила Дарья Петрова