Главная > Вопрос - ответ > Воцерковиться или отформатироваться?
«Ведомости Нижегородской митрополии» №10 (232) 18:39, 31 мая 2022

Воцерковиться или отформатироваться?

Когда современные технологии идут во вред душе

Электронные технические средства присутствуют сегодня во всех сферах деятельности, и жизнь церковная не является исключением. Вместе с возможностями, которые дает человеку компьютер, появились и новые опасности. Как уберечься от искушений, связанных с использованием интернета и мессенджеров? На этот и другие вопросы отвечает настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.

— Как все-таки относиться к подаче треб через интернет? Чего здесь больше: вреда или пользы?

— К сожалению, такая форма поминовения как живых, так и усопших приживается, и весьма активно. Конечно же, подача записок через интернет не может быть равноценна походу в храм. Дело же не в записке с именами, а в том, что мы сами молимся во время богослужения о своих близких, таким образом принося свою малую жертву христианской любви Господу Богу. Храм — дом Божий. Апостолы после Вознесения Иисуса «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк 24:53). И первые христиане также: «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смот­ря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа» (Деян 2:44–47). Христос и сегодня за каждой литургией зовет нас к Себе: приходите, вот Тело Мое, вот Кровь Моя… А мы — заявку в интернет…

Мне кажется, что и через знакомых передача записок в храм малорезультативна. Самому надо потрудиться, если говорить по-простому! Дело вовсе не в оплате за требу. Жертва Богу не деньгами измеряется, а трудом человека. Инвалиды и больные люди — это особая статья, возможно, они могут считаться исключением. При условии, что сами дома молятся.

— Разъясните, пожалуйста, что такое молитва по соглашению. Моя подруга участвует в такой. Стоит ли связываться с другими людьми через интернет, чтобы молиться таким образом? Я посмотрела сайт, через который люди проходят регистрацию, и увидела, что там фигурирует имя священника, лишенного сана…

— Интернету можно доверять, но нужно проверять. Что такое молитва по соглашению? Люди договариваются молиться вместе, в одно время, пусть даже живут в разных местах. Хорошо это? Конечно. Ведь Спаситель нам сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:19–20).

Итак, несколько человек договорились молиться о чем-то конкретном — о здоровье или о помощи кому-то. Они могут совместно читать Евангелие, или акафист, кафизму, или определенную молитву. Из этой давней традиции, которую знали и святой Иоанн Кронштадтский, и митрополит Антоний Сурожский, и многие другие святые, подвижники, не нужно делать что-то особенное. Есть такая форма молитвы, и хорошо, хотите — участвуйте. А вот что за сайт вы нашли и что там за регистрация, мне неведомо. Думаю, лучше обойтись без интернета — договоритесь со своими близкими и молитесь на здоровье по соглашению.

— Недавно расспорились о том, стоит ли предавать огласке негативные случаи, которые происходят в Церкви. Я считаю, что да. Если замалчивать плохое, ничего не изменится. Мои оппоненты убеждены, что на Церковь и так сегодня возводится много хулы и нечего выносить сор из избы. Каково ваше мнение?

— На мой взгляд, и в этом случае руководством могут быть слова Спасителя: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф 18:15–17).

Но нельзя забывать и о другом примере, приводимом в Священном Писании, о том, что произошло с Ноем и его сыновьями: «И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и, выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего» (Быт 9:22–23). А святые отцы называли Церковь матерью… В Библии на все найдется ответ, если читать внимательно.

— Сейчас есть прекрасная возможность задать наболевший вопрос священнику онлайн. Замечаю, что многие вопросы связаны с психологией. Компетентен ли батюшка отвечать на них, и все наши неурядицы, например, семейные, все-таки идут от духовных болезней и надо начинать «лечить» их?

— Как вопросы разные, так и батюшки разные. Все же священник призван, прежде всего, отвечать на вопросы религиозного характера, поэтому с некоторыми проблемами уместнее обращаться к специалисту, в том числе и к врачу. Разумеется, есть священники компетентные, имеющие кроме духовного и светское образование, с большим опытом служения. Доверяете такому? Тогда задавайте свои духовные вопросы. А как лечить болезнь, спросим у медиков, как воспитывать ребенка, спросим у педагогов, как расставить мебель в квартире — у дизайнера. Они в этом разбираются. А вот как побеждать страсти — это к батюшке. Священники призваны с разумением относиться ко всему, о чем спрашивают прихожане. Знают ответ — пусть отвечают, не знают — без стеснения направляют к специалистам — я уверен, пользы будет больше.

— Хотелось бы узнать ваше мнение по поводу активного присутствия священников в медиапространстве. Некоторые батюшки становятся ведущими программ, кое-кто даже участвует в музыкальных и ток-шоу. Не умаляет ли это пастырского служения?

— У всего есть пределы и конкретные нормы, которыми должны руководствоваться и священнослужители. У них имеется священноначалие, которое эти нормы определяет и наблюдает за их соблюдением, дает благословение на то или иное действие, исходя из духовной потребности и значимости его для церковного народа, учитывая также способности, возможности священника, который будет совершать это действие.

— Насколько пагубно для христианина присутствие в соцсетях? Может ли человек выкладывать свои фото, делиться событиями из жизни — и не взрастить в себе гордыню?

— Для некоторых людей, в том числе и христиан, стало нормой рассказывать в соцсетях о своей жизни. Зачем? Не берусь ответить. У христиан, между тем, в их жизни, данной Богом, есть определенные задачи, и в их число уж точно не входит разбалтывание своих дел, чувств, мыслей всему миру. Нам заповедано хранить то, что посылает нам Господь. А чем больше мы рассказываем о своей духовной жизни, тем меньше благодати сохраняем.

Соцсети не общение, как это может показаться на первый взгляд, только его иллюзия. Христиане к тому же призваны общаться прежде всего с Богом. В общении же с миром следует понимать, что можно рассказывать о себе, а от чего лучше воздержаться. Конечно, и соцсети могут стать полезными, ну, скажем, в профессиональной деятельности, получении какой-либо информации. Главное, чтобы они служили нам, а не мы стали бы зависимыми от них.

Подготовила Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.