Главная > Статьи > Время молитвы и добрых дел
«Ведомости Нижегородской митрополии» 1 (109) 18:18, 12 января 2017

Время молитвы и добрых дел

001-12-01-109Удивительный период года — Святки. В представлениях обычного человека о праздничных днях от Рождества до Крещения традиции православия и древнеславянской культуры переплелись. Здесь и пение праздничного канона, и колядки, а богослужения соседствуют с гаданиями и суевериями. Как верующий человек должен проводить святочные дни, и уместны ли гулянья во время духовного праздника?

Двенадцать дней

Все события христианской жизни Русская Православная Церковь отмечает по юлианскому календарю в отличие от светского григорианского. Разница между ними составляет тринадцать дней. Так что каких-то сто лет назад начало Святок (25 декабря) совпадало с моментом зимнего солнцестояния, и особое отношение народа к этому времени объясняется культом природы, бытовавшим у древних славян: именно в конце декабря начинала увеличиваться долгота дня. Солнцестоянию — астрономическому явлению — предки приписывали мистические свойства, а святочный период делили на две недели: «светлую», начинавшуюся после Рождества, и шедшую за ней «страшную». Широкое гулянье, гадания, ритуалы и суеверия — все это уживалось в одной традиции и перешло нам по наследству: к сожалению, именно с этими действиями у многих современных людей до сих пор ассоциируются святочные дни.

— Историю подобного рода разнузданных гуляний можно проследить с древне­римских сатурналий — празднования окончания зимы — начала увеличения светового дня, что было характерно для многих народов, — объясняет первый проректор Нижегородской духовной семинарии протоиерей Александр Мякинин. — Такая практика не является собственно христианской традицией. Но христианство вбирало в себя обычаи из языческого прошлого, наполняло их новым смыслом, преображало по форме и включало в новую традицию. И сам праздник Рождества Христова был установлен в день зимнего солнцестояния, чтобы вытеснить языческий праздник Солнца Непобедимого. Духовный смысл Святок заключается в воспоминании событий Рождества и Крещения Господа нашего Иису­са Христа. В древней Церкви Рождество и Крещение Господне были единым праздником Богоявления — в Своем Рождестве Христос явился в мир, а в Своем Крещении — вышел на проповедь. Одной из причин такого порядка стали массовые гонения на христиан, не позволявшие верующим открыто и часто собираться вместе для молитвы. С VI века два торжества стали отмечаться раздельно, и промежуток между ними составил двенадцать дней.

Хлеб на стол, и стол — престол

«Первый-то братец — Рождество Христово. Второй-то братец — Крещенье Господне», — звучат слова рождественской коляды, непременного песенного атрибута Святок. Был и третий «братец», очень почитаемый в народе, — «Василий Кесарийский». День памяти святого архиепископа Кесарии Каппадокийской приходился на 1 января по старому стилю. На эту же дату, 14 января по новому стилю, приходится Обрезание Господне.

В русских пословицах от­ра­зилась характерная народная черта — уважительное отношение к хлебу и к еде в целом. Из материальных благ ни о чем так не просили Господа, как о хорошем урожае. Предки понимали: не будет урожая — вся семья обречена голодать. Неудивительно, что застолье считалось одним из главных праздничных «мероприятий» Рождества и Васильева вечера (канун старого Нового года). Пропостившись весь положенный срок, теперь торжественно садились трапезничать. За столом соблюдались неписаные правила: сидели по старшинству, беседовали только на определенные темы и, конечно, произносили молитву до и после трапезы. Первое украшение дома в эти праздничные дни — чистота. Хозяйки натирали пол с песком, протирали оклады икон, вешали белоснежные рушники. После всех забот праздничные дни становились возможностью для отдыха. Трудиться, заниматься рукоделием запрещалось. Предписывалось в праздничные дни принимать у себя родственников и гостей, самим наносить визиты, тем самым укрепляя общинные связи. С раннего утра начиналось хождение христославов. А вот колядки, которые еще называли «таусень» или «виноградье» (в зависимости от местности), в Нижегородской области исполняли только с нового года, то есть с Васильева дня.

— Рождественский тропарь знали многие в послевоенном поколении, — рассказывает этнограф, руководитель фольклорного театра «Вечера» Ольга Гальцева. — В любой деревне были либо монахини, принимать которых у себя считалось за честь, либо кто-то еще, кто мог научить молитвенному песнопению. Во время Великой Отечественной войны ходили «славить» повсеместно. Народная традиция пережила советское время, войну, но перестройки не пережила. В селе Шандрово, где живут представители народности эрзя, по-русски с трудом говорят, и наши бабушки, с которыми мы общаемся, тридцатого года рождения, рассказывали, что их матери русского не знали вообще, но службу знали наизусть на нашем языке.

Веселье на Святки выражалось в общих посиделках, играх, ряжении. Именно для участников святочных «безобразий» установилась традиция купаться в проруби на Крещение. В народном представлении это воспринималось как очищение. Канун же Крещения — навечерие Богоявления — является постным днем.

Отмечая святочные дни, самое главное не забывать об их духовном смысле.

— Эти дни проводятся в духовной радости, молитве и творении добрых дел, — напоминает протоиерей Александр Мякинин. — Доброй традицией является обмениваться подарками не только с близкими людьми, но с людьми нуждающимся — в полноте празднования открывается и социальное измерение. Что касается традиции купания на иордани в воспоминание Крещения Господня, следует помнить, что средиземноморские зимы, где происходили библейские события, отличны от русских зим, с их характерными крещенскими морозами. Поэтому хотя такая практика и допустима, но совершаться она должна с трезвой головой и здравым размышлением.

Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.