сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > Всегда ли двое — пара?
«Ведомости Нижегородской митрополии» №6(300) 08:30, 1 июля 2025

Всегда ли двое — пара?

Как уберечь семейный ковчег от искушений

И по мирским, и по христианским понятиям семья является основой основ, и во все времена вопросы брака и родительства имели первостепенное значение. В преддверии Дня семьи, любви и верности, празднуемом в России 8 июля, говорим о, пожалуй, главной ценности в нашей жизни. Как сохранить семью в современном мире, кто кому должен уступить при ссоре, и можно ли совместно воспитать ребенка, если родители — представители разных вероисповеданий?

?Какова, с христианской точки зрения, главная цель создания семьи?

— Апостол Павел писал жителям Эфеса: «…оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика» (Еф 5:31–32). Существует мнение (и оно господствовало в дохристианскую эпоху), что целью семьи является деторождение, то есть продление рода. Но христианское понимание более глубоко рассматривает эту цель. Двое — одна плоть, то есть мужчина и женщина дополняют друг друга, восполняют недостатки и достоинства, образуя вместе одно целое. Не случайно брак в христианстве — таинство. Муж и жена помогают друг другу в деле спасения души. В христианстве главная цель семьи — это создание малой, домашней, Церкви. Семья, таким образом, становится ковчегом спасения. По определению православного Катехизиса, «брак есть Таинство, в котором, при свободном пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковию, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей».

?Какие причины для расторжения брака допускаются Русской Православной Церковью?

— Вот что говорится о расторжении брака в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви»: «Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. В случаях разнообразных конфликтов между супругами Церковь видит свою пастырскую задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (научение, молитва, участие в таинствах) оберегать целостность брака и предотвращать развод.

В Российской империи расторжение брака на основании существующих законов производилось в церковном суде. В 1918 году Поместный собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа».

 СЛЫШАЛ ЗВОН 

?Слышала, что нельзя крестить детей, родившихся в результате ЭКО, правда ли это?

— Почему же их нельзя крестить? Разве они не люди? В наши дни детей, зачатых в пробирке и выношенных суррогатными матерями, немало. Церковь заботится о таких малышах и их принятии в лоно Святой Матери Церкви. Об этом говорится в документе «О крещении младенцев, родившихся при помощи суррогатной матери», принятом Священным Синодом Русской Православной Церкви в 2013 году. Конкретно об ЭКО в нем написано: «Допустимым средством медицинской помощи бездетным супругам Церковь считает искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, если это не сопровождается уничтожением оплодотворенных яйцеклеток, «поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений». Таким образом, если благословляется в отдельных случаях рождение младенца с помощью ЭКО, то нельзя отказать ему и в таинстве Крещения, потому что он человек и на то есть воля Божия: «иже всем человеком хощет спастися и в разум истины npиити» (1 Тим 2:4).

?Правда ли, что нельзя вступать в брак с иноверцем? Если нет противоречий на этой почве и каждый будет придерживаться своей веры, будет ли это грехом для православного христианина?

— Иноверцы — значит люди других религий: буддисты, мусульмане, иудеи и другие. С таким церковный брак невозможен. 72-е правило VI Вселенского собора гласит: «Недостоит мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися, ни православной жене с мужем еретиком сочетаватися. Аще же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо: брак почитати не твердым, и незаконное сожитие расторгати».

Современный документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» указывает: «Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью», в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза».

Государство имеет право оформить брак с иноверцем, и Церковь признает его законным, но таинство Венчания над такими супругами совершаться не может. А вот с христианами других конфессий (инославными) возможен и церковный брак: со старообрядцами, католиками, членами древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога. Условие: венчание в Православной Церкви и согласие на воспитание будущих детей в православной традиции. Правда, для совершения таинства потребуется разрешение правящего архиерея.

?Насколько в наше время важно родительское благословение на брак? Стоит ли прислушаться к родителям, если они сомневаются в избраннике/избраннице дочери или сына?

— Прислушиваться к совету родителей всегда полезно. Но решать нужно самим. Благословение родителей было важно во все времена. Не исключение и сегодняшний день. Конечно, речь идет о благословении родителей православных. Совершая таинство Венчания, священник говорит такие слова: «Помяни Боже и воспитавшыя их (жениха и невесту) родители: зане молитвы родителей утверждают основания домов». Речь, конечно, не о доме как строении, а о семье, основание которой утверждается молитвами родителей.

Родительское благословение, молитвы отца и матери — это духовный фундамент новой семьи, поддержка предков.
В прежние времена брак без родительского благословения Церковь считала недействительным. На Архиерейском соборе в 2017 году был принят документ «О канонических аспектах церковного брака», в котором однозначно говорится о том, что под церковным браком понимается только свободное волеизъявление мужчины и женщины. Обязательность родительского благословения в официальном документе не упоминается. Однако это не отменяет его важности. Какое бы на дворе ни было время, молитвы родителей по-прежнему «утверждают основания домов».

?Как относится Церковь к тому, что роль женщины и мужчины в семье может измениться: например, женщина работает, потому что у нее выше зарплата, а мужчина сидит дома с ребенком?

— И снова откроем «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». «Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1:27). Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви. Особенности полов не сводятся к различиям телесного устроения. Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении. Однако в падшем мире отношения полов могут извращаться, переставая быть выражением богоданной любви и вырождаясь в проявление греховного пристрастия падшего человека к своему «я».

Вот что говорит о творении человека Священное Писание: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт 2:18–23). По замыслу Божию женщина создана в помощь мужчине. Это и должно служить нам основанием в семейной жизни.

?Как выбирать вторую половину? К чему важнее прислушиваться? К разуму или сердцу?

— Прислушиваться к сердцу, а решать разумом. Конечно же, нужна искренняя молитва, тогда Господь вразумит и благословит на благое дело.

?Что представляет собой семейный конфликт с точки зрения веры? Кто кому должен уступить?

— Человек несовершенен. Он склонен ко греху по своей природе, которую получил от прародителей. Поэтому конфликты неизбежны. Шаг к примирению делает тот, кто сильнее духом. Слабый сделать этого не сможет. А уступать надо взаимно.

?Стоит ли обсуждать семейные проблемы со священником? Может ли, в принципе, батюшка помочь решить конфликт между мужем и женой?

— С незнакомым священником, которого вы впервые видите, придя на исповедь, семейные проблемы обсуждать бесполезно. Если же у вас есть духовный наставник, то помощь его будет действенной, безусловно. Но помнить надо всегда, что, кто бы ни давал вам советы, решение остается за вами.

?Как подготовиться к таинству Венчания?

— Главное условие: желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. А если так, то особой подготовки не требуется. Исповедь, причащение — это верующие совершают регулярно. Поэтому и перед таким важным событием, как заключение брака, необходимо это сделать. Сейчас перед венчанием предполагается беседа с катехизатором, который расскажет жениху и невесте, а также их свидетелям, что такое брак, благословленный Церковью, какова цель создания христианской семьи. Напомнит, что называется, права и обязанности супругов.

 ТРЕБУЕТ УТОЧНЕНИЯ 

?Слышал, что у святых Петра и Февронии нет жития — есть повесть, написанная при Иване Грозном. Может ли такое быть, ведь они канонизированы?
— Да, с агиографией (жизнеописанием) этих святых не все так просто. «Повесть о житии новых муромских святых чудотворцев благоверного, и преподобного, и достойного похвалы князя Петра, названного во иночестве Давидом, и супруги его, благоверной и преподобной и достойной похвалы княгини Февронии, названной во иночестве Ефросинией» написана талантливым писателем священником Ермолаем, в монашестве Еразмом,
в XVI столетии. Между смертью святых Петра и Февронии и написанием жития прошло более 300 лет. За это время многие реальные события из жизни святых успели обрасти фольклорными подробностями. По этой причине «Повесть о Петре и Февронии Муромских» не соответствовала требованиям канонического житийного жанра и не была включена в жития святых, составленные святителем Макарием (Великие Четьи-Минеи).
Нам, христианам XXI столетия, следует знать, что в некоторых, в том числе канонических житиях встречаются сведения, которые нельзя воспринимать как исторический факт. Житийная литература — это определенный жанр, она наполнена художественными образами, символами, порой непростыми для понимания. Для нас единственный достоверный источник — Библия.

?Часто, говоря о Петре и Февронии, вспоминают, что она женила на себе князя шантажом. Действительно ли это так? Как понимать этот эпизод?
— Уже говорилось, что «Повесть о Петре и Февронии Муромских» отчасти народный фольклор. Князь Петр, поразив мечом змея-искусителя, был обрызган его кровью и «от зловредной той крови покрылся струпьями, и появились на теле его язвы, и охватила его тяжкая болезнь. И искал он у многих врачей от своего недуга исцеление, но ни у кого не нашел». Слуга князя находит девушку Февронию, которая обещает вылечить князя: «Я хочу его вылечить, но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его». Князь после всех испытаний, «исцелившись, взял ее себе в жены». Так Феврония стала княгиней.
Современный человек назвал бы это шантажом, а саму Февронию — знахаркой и экстрасенсом. Скорее всего, на самом деле все происходило по-другому. Но народному сознанию такой ход событий, сказочные персонажи и образы были ближе и понятнее. Ведь только в XVI веке Ермолай-Еразм записал устное повествование в том виде, в каком оно существовало несколько столетий.
Фольклор не всегда благочестив. В «Повести о Петре и Февронии» персонажи — обыкновенные люди со своими страстями. Тем не менее, что откроется нам при внимательном прочтении этого текста? Живой рассказ о благочестивой богобоязненной жизни двух людей, их верности Богу и друг другу.

?Допустимо ли, чтобы святые становились героями мультиков?
— А почему нет? Недавно, например, создан мультфильм о Петре и Февронии. Конечно, это не экранизация жития Муромских чудотворцев, но основа осталась и цель тоже. Вечная борьба добра со злом. Для того чтобы воспитать в детях любовь к Родине, веру в Бога, в справедливость, в победу добра, мне кажется, хороши все средства, все виды искусства, музыки, литературы. Не потерять поколение, не превратиться в иванов, не помнящих родства, — задача и Церкви, и государства.

Материалы подготовили протоиерей Владимир Гофман, Дарья Петрова.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.