Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Пастырь добрый > Защитник Строгановской церкви
18:51, 22 октября 2020

Защитник Строгановской церкви

К 150-летию протоиерея Сергия Вейсова
Иерей Сергий Константинович Вейсов с семейством

Каждый раз проходя мимо храма в честь Собора Пресвятой Богородицы на Рождественской улице, невольно останавливаешь взгляд на этом прекрасном здании — жемчужине храмового зодчества нижегородской земли. Туристы фотографируют, паломники крестятся, студентки центра «Покров» — будущие регенты и швеи — взбегают по склону в свой храм. И многие из них даже не подозревают, что в 1930‑х годах эту красоту чуть не стерли с лица земли как культовое здание. Спас церковь ее последний настоятель — протоиерей Сергий Вейсов.

На Покров в Высокове, возле Троицкой церкви, служили панихиду. На могиле отца Сергия в день его памяти. Храм в честь Святой Троицы — последнее место его служения. В его ограде он и упокоился. Настоятель Строгановской Соборо-Богородицкой церкви иерей Дионисий Красноперов с прихожанами храма и студентками Центра подготовки церковных специалистов «Покров» благоустроили могилу (помогли и благотворители), а в день рождения отца Сергия (по старому стилю — 1 октября) решили совершить здесь панихиду.

Избегнуть городской суеты

Детство Сергея Константиновича Вейсова прошло в селе Серякуши Ардатовского уезда. Там служил его отец — священник Константин Алексеевич. И сам отец Сергий начал служение не в губернском городе, а на селе. В Сергачском, Горбатовском, Арзамасском, Балахнинском уездах. Сначала был диаконом, а в 1895 году епископ Нижегородский и Арзамасский Владимир (Никольский) рукоположил его во священника. И всюду он сразу начинал благоустраивать церковно-приходскую школу. Педагогом был от Бога. А преподавал не только у себя на приходе, но и в начальных народных училищах.

Кроме церковных наград: набедренника и скуфьи — протоиерей Сергий Вейсов был удостоен бронзовой медали за труды во время первой Всероссийской переписи населения и серебряной медали — в память царствования Александра III.

Служить на селе батюшке очень нравилось. Это подтверждает такой случай. Однажды нижегородский владыка Иоаким (Левицкий) объезжал епархию. Оказался он и на приходе отца Сергия. Поговорил со священником, а потом пригласил его на беседу в Нижний Новгород и предложил один из городских приходов. Владыка знал, что сельский батюшка — хороший проповедник, и желал использовать это его качество с максимальной, по его разумению, пользой. К удивлению владыки, отец Сергий отказался, сославшись на любовь к сельской тишине, отсутствие мирской суеты, на богобоязненность жителей. Сказал: «Народ трезвый, к смутам не склонный». Именно такой была русская деревня до революции.

Но владыка переместил несговорчивого священника в Макарьевский женский монастырь. Тот не зароптал. Наоборот, всегда молился о здравии архипастыря. Сохранились поздравительные открытки, которые отправляли в монастырь его родственники. В них неоднократно встречается благодарность матушке игумении. Она, видимо, посылала подарки родным отца Сергия.

Подарки Паши Саровской

Отец Сергий неоднократно бывал в Дивееве. У его родных до сих пор хранится большая монастырская медаль с благословением обители. Батюшка очень ее берег.

— Бабушка рассказывала, — вспоминает правнук священника Александр Николаевич Лушин, кандидат юридических наук, профессор Нижегородской академии МВД России, обладатель звания «Серафимовский учитель», — как отец повез ее в 1913 году в Дивеево, и там она узнала свою судьбу. К тому времени выпускница женского епархиального училища Мария Вейсова уже была знакома с недавно окончившим семинарию учителем Александром Никольским. Пока отец Сергий сидел у настоятельницы, моя бабушка пошла к Паше Саровской, понесла ей цветные нитки, конфеты. Блаженная даже не посмотрела на нее, все сидела, что-то разбирала. Потом нитку на палец навернула и крикнула: «Сашкой зовут, уходи!» Келейница ее вывела, дала кусок сухаря, политого чем-то вроде сахарного сиропа, кусок сахара и нитку. Объяснила: нитка в полтора оборота вокруг пальца означает, что через полтора месяца замуж выйдешь, мужа будут звать Александром. Так и вышло. А сахар оказался соленым, как слезы. И все женщины-родственницы, кому достался кусочек, остались вдовами, мужья их были расстреляны в 1930‑е годы.

Через два года отец Сергий все-таки перебрался в Нижний Новгород. В 1915 году его родственник протоиерей Николай Цветаев (отец Сергий был женат на его сестре Ольге) уезжал на фронт военным священником и предложил владыке, чтобы отец Сергий принял храм. На этот раз батюшка согласился и стал настоятелем в Строгановской церкви.

Многим запомнились его прочувствованные проповеди, к которым он серьезно готовился, долгие часы проводил, склонившись над богословскими книгами. Но более всего запечатлелся его образ в памяти людей после того, как он сумел не допустить уничтожения храма.

Это было в 1934 году. Богослужения запретили, храм закрыли, поднимался вопрос о сносе здания. Отец Сергий пошел по советским инстанциям. У него хранились документы, подтверждающие, что церковь уникальна как произведение редкого зодчества, которое нельзя потерять.

 — Он вызвал моего деда, своего зятя-священника, который служил в Тумботине Павловского района, и они начали хлопоты, — рассказывает Александр Николаевич. — В результате церковь закрыли, но не уничтожили. А прадеда моего оставили охранять этот «музейный склад». Он был и смотрителем, и экскурсоводом. Сторожем при храме состоял старенький монах Спиридон. А моя тетя Серафима, 1914 года рождения, помогала им в храме, убиралась. Она рассказывала, что разрешили ходить экскурсантам и под их видом появлялись прихожане, а когда никого не было, благословлялись у отца Сергия. В том же 1934 году батюшку перевели в Казанскую церковь, потом в Троицкую в Высокове.

«Я Лялечкину смерть перехвачу»

Когда началась Великая Отечественная война, протоиерей Сергий Вейсов участвовал в сборе вещей для фронта: носков, варежек, медикаментов… И сам потом отвозил в военкомат. На телеге, в руках вожжи. Он в облачении, с крестом, шляпа на голове…

Жил отец Сергий после выселения из дома причта поочередно у дочерей: Серафимы, Марии, Веры и Надежды. Сын Александр в 1930‑е  годы был репрессирован. К слову, Серафима, учитель химии, орденоносец, вышла замуж за крупного советского работника в области образования, но держала на серванте фотографию отца в церковном облачении.

До конца войны отец Сергий не дожил. Умер в 1944‑м. Заболел он, как тогда говорили, миллиардным туберкулезом. Повезли в инфекционную больницу, где уже не первый день металась в беспамятстве больная тифом внучка Ляля — Ольга Александровна Никольская-Лушина. Перед отъездом в лечебницу батюшка сказал жене: «Я Лялечкину смерть перехвачу». Так и вышло. Он умер, она выжила.

Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.