Главная > Статьи > Живые картины храма
19:18, 23 марта 2006

Живые картины храма

В церкви во имя преподобного Сергия Радонежского чудом сохранились уникальные росписи рубежа XIX–XX веков, напоминающие по стилю бессмертные фрески Нестерова и Васнецова. Специалисты утверждают, что это единственный храм в Нижегородской области со столь высокохудожественной настенной живописью – редким памятником подлинного высокодуховного церковного искусства.

Церковь во имя преподобного Сергия Радонежского начали реставрировать в 2003 году. В советское время здесь были художественные мастерские. За период светской эксплуатации зданию был нанесен колоссальный ущерб. Старинные росписи находились под многочисленными слоями краски и побелки.
В апреле 2005 года по благословению архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия Владимирский союз художников-реставраторов приступил к восстановлению живописи. Над реставрацией росписей в Сергиевском храме трудилась большая группа специалистов: это и реставраторы, и художники-иконописцы, и альфрейщики (мастера орнамента), и позолотчики. Проделав огромную работу, они отреставрировали уже большую часть росписей. К Пасхе планируется разобрать леса.

Работа проводилась в несколько этапов. На первом из них задачей художников-реставраторов было расчистить сохранившиеся участки авторской живописи от многочисленных наслоений и укрепить их. Затем специалисты приступили к удалению различных механических повреждений: из росписей вытаскивали гвозди, деревянные пробки, грунтовали многочисленные царапины и выколотые глаза у фигур святых. Следующий этап – тонирование. Мастера ничего не переписывали заново, только восстанавливали недостающие части изображений. Применяя технику масляной живописи и материалы рубежа XIX–XX веков, иконописцы приложили все усилия, чтобы сохранить неповторимый стиль и особенности авторской живописи.

Владимир Некрасов, руководитель Владимирского союза реставраторов, потомственный художник-реставратор, занимается реставрацией около 30 лет, работал в более чем 80 храмах, участвовал в восстановлении обителей на Афоне:

– За 30 лет моей работы над храмами у меня еще не было церкви сложнее и интереснее. Здесь пришлось приложить весь свой опыт, применить весь багаж знаний, накопленный за 30 лет. При этом каждая операция требовала методических разработок. Кроме того, Сергиевская церковь научила новому: здесь нам приходилось разрабатывать технологии, которые не применялись раньше.

Роспись в храме во имя преподобного Сергия Радонежского действительно уникальна. Это единственная церковь в Нижегородской области с подобной живописью. Таких храмов и в Москве мало. По сохранившимся фрагментам можно с уверенностью сказать, что это роспись очень высокого художественного уровня. Скорее всего, здесь работали мастера с академическим образованием. Две сохранившиеся композиции – «Видение отроку Варфоломею» и «Святая Русь», копии известных работ прославленного художника Михаила Васильевича Нестерова, – говорят о том, что здесь работали либо ученики знаменитого художника, либо люди из его окружения. На трех композициях есть датировки исполнения. На «Святой Руси» она вплетена в орнамент подсвечника. Известно, что подобные вещи не благословлялись. Поставить дату могли только известные иконописцы, а не рядовые мастера.

По стилю живописи, по обилию орнаментов, белого и желтого сусального золота росписи в Сергиевской церкви напоминают изображения в храме Христа Спасителя в Москве. При этом по мастерству исполнения они ничем не уступают столичному храму.

Сергей Томилов, один из ведущих художников, расписывающих Сергиевский храм:

– На мой взгляд, Сергиевская церковь в Нижнем Новгороде получилась даже лучше храма Христа Спасителя в Москве, так как здесь сохранилось немало росписей и художникам было на что равняться. В Москве же храм фактически строился заново, начиная с фундамента. Живопись, орнаменты восстанавливались по каким-то черно-белым фотографиям. Кроме того, к работам были привлечены разные люди, безусловно, все специалисты. Однако художник, занимающийся росписью храма, должен быть человеком верующим. Церковного художника от нецерковного всегда можно отличить по его работе: по лику, пластике, живет ли в его произведении дух православия или нет. По крайней мере, я всегда вижу это.

Для меня работа в этой церкви оказалась очень важной и значимой. Сергиевский храм позволяет раскрыть весь творческий потенциал художника, показать все его способности, умения. Здесь у меня была возможность заниматься большими композициями. Когда стоишь перед огромной стеной и тебе предстоит ее расписать, испытываешь необыкновенное волнение, дух захватывает. Здесь можно было полностью выложиться, поднять на поверхность все, что есть в моей душе.

Этот храм уникален тем, что здесь можно прикоснуться к настоящей церковной живописи, высокохудожественным произведениям подлинного искусства. Иногда, глядя на новые росписи в храмах, ощущаешь какую-то разжиженность, разбеленность. Все чистенько, симпатично, но нет того духа, что так чувствуется в Сергиевском храме. Здесь от стен исходит особое сияние. И сам цвет – звучный. В этот храм можно просто приходить и получать эстетическое наслаждение.
Но особые ощущения от созерцания возникают у людей верующих. Художники здесь как бы оживили библейские сюжеты, материализовали их. Это живые картины, которые по-настоящему задевают человека за душу. Переступая порог храма, мы как бы попадаем на небеса.

Роспись выполнена в васнецовском стиле. А Виктор Васнецов, как известно, внес в церковную живопись элемент русской сказки, придал ей яркость, праздничность, добавил к живописи орнаменты, которые придают особую нарядность, как и использование сусального золота и серебра. Поэтому Сергиевский храм получился очень богатым и сказочным.

Яна Цыганова
Фото Георгия Ликина

6 (75) номер газеты «Нижегородские епархиальные ведомости»

 

 

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.