Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Андрей Фомин: «Все большое делается тихо»
«Ведомости Нижегородской митрополии» 8 (116) 11:17, 27 апреля 2017

Андрей Фомин: «Все большое делается тихо»

О недавно завершившемся конкурсе «Серафимовский учитель — 2017», современном образовании и работе по сохранению православной культуры с нами беседует постоянный эксперт конкурса «Серафимовский учитель», преподаватель социальных наук основной школы «Паюрис» города Клайпеда (Литва), доктор философских наук Андрей Фомин.

— Андрей Вадимович, как вы оцениваете уровень работ, представленных на последний конкурс «Серафимовский учитель»?

— Я познакомился с сорока проектами. Трудно выделить отдельные работы, потому что каждая из них своеобразна и содержит важные и полезные элементы. Большое количество работ было представлено учителями сельских школ, и я поразился и порадовался тому, как много талантливых педагогов-энтузиастов работает на селе. В довольно непростых условиях они творчески подходят к своей деятельности и внедряют яркие, интересные методы. Особенно важно, что проекты рассчитаны на долговременную перспективу. «Серафимовский учитель» затрагивает самый важный аспект педагогической деятельности — формирование духовно-нравственного стержня личности — и, мне кажется, своей цели достигает. Есть работы, ориентированные на создание «иммунитета» молодого человека, помогающего в любых жизненных ситуациях не сойти с пути, заложенного в раннем детстве умным талантливым педагогом. Конечно, проекты разные, не все развернутые, может быть, сказывается молодость, неопытность, но доля серьезных, глубоких педагогических работ велика.

— Нередко приходится слышать, что советская система образования была самой лучшей. Верно ли это, на ваш взгляд? И как оцениваете современное состояние сферы образования?

— Нельзя утверждать, что та система идеальна. Были в ней свои изъяны. Она была идеологически ориентирована, хотя в конкретных областях, в частности, естественно-научных дисциплинах, достигала высоких результатов.

В целом, ситуация, которая сейчас складывается в образовании в России и, может быть, бывших советских республиках, напоминает «колебание умов ни в чем не твердых». Когда, отринув прошлое, начинают искусственным образом искать замену, то есть формирование новой системы не идет естественным путем. Опять же, пагубная манера оглядываться на Запад, «что будет говорить княгиня Марья Алексевна» — что будет говорить Европа… Николай Данилевский в своей работе «Россия и Европа» 120 лет тому назад писал, что Россия идет своим самобытным путем. Алгоритмы жизнедеятельности, которые нам пытаются навязать, на русской почве не приживаются.

На мой взгляд, России и русскому образованию необходимо использовать свой тысячелетний опыт культурного развития, культурные богатства, особый культурный код, создавать свою уникальную образовательную систему, которая учтет все лучшее, что было и в советские времена, и в классической русской гимназии до революции 1917 года, но для этого нужно четко поставить цель. Группа толковых специалистов, ученых, педагогов-практиков должна разработать собственную концепцию образования для страны. Причем делать это надо с умом и быстро, потому как каждый год из школ выпускаются все новые ученики.

— Сегодня практическая цель школьного образования — сдача ЕГЭ. Большое внимание стали уделять и проектной деятельности. Насколько она результативна?

— Это мы уже проходим в Литве лет пятнадцать. Да и не только в Литве, а и в других бывших республиках Союза. Все это уже внедрено, и, действительно, обучение в школах больше напоминает натаскивание к сдаче ЕГЭ, а порой систематическая глубокая образовательная и воспитательная работа подменяется этой проектной деятельностью, и тут у меня как у учителя возникает вопрос: мы хотим вообще-то детей учить, воспитывать, образовывать или просто занять их на уроках — использовать учебное время, чтобы дети не бегали по двору? Иногда проекты, которыми заняты дети, носят настолько надуманный характер, что я просто поражаюсь, неужели не жалко ни собственных детей, ни своего времени и усилий!

— И все-таки, что получается в итоге?

— В принципе, ничего не получается. Просто в течение определенного времени дети заняты какой-то деятельностью. Был бы толк, если бы проект имел четкую цель и даже не одну, а несколько целей, которые одновременно решают и образовательные задачи, и культурно-воспитательные, и формируют у учащихся определенные навыки. Я, в первую очередь, рекомендовал бы использовать фильтры для отбора проектов и формирования с их помощью воспитательных задач: они должны быть действительно осмысленными, решать серьезные задачи.

Мне кажется, на конкурсе «Серафимовский учитель» мы увидели такие идеи, уже реализованные, которые дают на выходе неплохой результат и в православных гимназиях, и в сельских школах. Здесь ученики занимаются определенным поиском в свете нравственных и культурных ценностей, ставят перед собой вопросы и ищут на них ответы, и вся эта деятельность не носит демонстративного характера, не превращается в забаву, в рисование плакатов и проведение флешмобов. Все большое делается тихо, и кропотливая воспитательная работа тоже не должна носить показательный характер, работать на внешний эффект.

— Как задачу по духовно-нравственному воспитанию реализуете вы?

— У нас «Основы религии» — это сквозной курс, который идет с 1‑го по 12‑й класс, час в неделю, по выбору родителей учеников или самих старшеклассников. Ребенок изучает предмет на протяжении длительного срока — при таких условиях можно выстроить плодотворную работу. При епархиальном управлении у нас создан Институт православного образования и воспитания, он занимается подготовкой и переподготовкой педагогов, анализом всех новых разработок, методик. Благодаря этому преподавание ОПК у нас, на мой взгляд, поставлено неплохо, по крайней мере, в этот полноценный процесс включены дети разного возраста.

Дети приходят из разных семей: есть воцерковленные, есть и те, которые просто вообще ничего не знают и хотят узнать. Все они сидят в одной группе, и сложность заключается в том, чтобы в итоге вывести их примерно на один уровень.

Разработанное мной учебное пособие по основам православной культуры для общеобразовательных и воскресных школ Литвы — принципиально новое: это рабочая тетрадь и диск, содержащий разнообразную аудио- и видеоинформацию. Основная тема — великие православные праздники. Надеюсь, в текущем году мы его издадим.

— Над чем вы еще работаете в настоящее время?

— За прошедшие два года вышли еще две моих книги. «Наши святые покровители» адресована детям и рассказывает о 30 православных святых, просиявших в земле Литовской. Вторая книга — монография «Православные святые в истории Литвы». Это первая попытка собрать жизнеописания всех православных святых, так или иначе связанных с историей Литвы, повлиявших на ее культуру. А их 32 человека, и мы считаем, что это достаточно значимо. Сейчас, насколько мне известно, готовятся материалы к учреждению Собора Литовских святых. Будем надеяться, что Священный Синод положительно отреагирует на нашу просьбу. Мы доказали, что православие было первой исторической формой христианства в истории Литвы, задолго до того, как она официально была крещена в католицизм.

— В каких условиях сегодня вам и вашим коллегам приходится работать?

— Больной для нас вопрос. За последнее время ситуация ухудшилась, и печально, что Литва идет в авангарде антироссийских сил, которые оказывают влияние и на положение русского населения, русскоязычной диаспоры в Литве. При этом русские школы и русские педагоги — это ключевое звено, сохраняющее русскую культуру, ментальность. Наши ценности оказываются в поле особого внимания, и мы это чувствуем. Вся здравомыслящая и ответственная часть русского населения осознает свою жизнь за пределами России как призвание сохранять Русский мир, русскую школу. Мы должны сохранять наших детей, воспитывая их в русле родной культуры, и, надо сказать, пока нам это удается. Наши дети, побывав в России, рассказывают об этом с восторгом, уезжают сюда учиться. Дай Бог, чтобы мы и дальше выполняли эту работу. «Претерпевший же до конца спасется» (Мф 10:22). На это и уповаем.

Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.