Главная > Вопрос - ответ > «Благословите, батюшка!»
«Ведомости Нижегородской митрополии» 22 (178) 11:13, 25 ноября 2019

«Благословите, батюшка!»

Для многих людей священник — человек не от мира сего. Некоторые очень удивляются, когда узнают, что батюшка поехал в отпуск, строит дачу или ведет страничку в соцсетях. Действительно ли священники святее обычных людей? На этот и другие вопросы, связанные со священством, отвечает протоиерей Владимир Гофман.

Откуда пошло таинство Священства, как оно сложилось?

— Во все времена во всех религиях мира были своего рода посредники между людьми и богами — служители культа, жрецы. Они возносили молитвы Божеству, приносили жертвы. Конечно, православное духовенство не имеет никакой связи с языческими жрецами, шаманами и т. д. Оно ведет свое родство от священства ветхозаветного Израиля, потому что священники, которые вместе с пророком Моисеем вели иудеев в Землю Обетованную, поклонялись Тому же Богу, Которому поклоняются и христиане.

Итак, священство Ветхого Завета появилось почти за 1500 лет до Рождества Христова, когда евреи выходили из египетского рабства в Землю Обетованную. Тогда на горе Синай Бог дал Моисею, который был избран Им для общения, знаменитые Десять заповедей и еще много других законов, которыми определялась религиозная и гражданская жизнь людей. «И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их» (Исх 24:12). Господь избирает и первого священника — Аарона, брата Моисея, говорит, как приносить жертвы, как устроить первый храм, как одеваться священнику и как входить в святилище. «И сказал Господь Моисею: скажи Аарону, брату твоему, чтоб он не во всякое время входил во святилище за завесу пред крышку, что на ковчеге, дабы ему не умереть, ибо над крышкою Я буду являться в облаке. Вот с чем должен входить Аарон во святилище: с тельцом в жертву за грех и с овном во всесожжение; священный льняной хитон должен надевать он, нижнее платье льняное да будет на теле его, и льняным поясом пусть опоясывается, и льняной кидар надевает: это священные одежды; и пусть омывает он тело свое водою и надевает их; и от общества сынов Израилевых пусть возьмет двух козлов в жертву за грех и одного овна во всесожжение» (Лев 16:2–4). Позже по образцу походного храма — скинии — царь Соломон построил в Иерусалиме великолепный храм. В богослужении участвовал весь народ, но совершать его могли только священники.

Новозаветные священники, как уже говорилось, служат Тому же библейскому Богу. Но способ и смысл служения изменились. Конечно, не всякий человек становится священником — лишь тот, кто решил посвятить свою жизнь этому служению и над которым совершено таин­ство Священства. Совершать его может только епископ. Во всех религиях, во все времена, у всех народов жертву богам приносит человек. В христианстве Бог приносит Себя в жертву за людей. Голгофская жертва Христа принесена за грехи людей и во их спасение. Именно с Голгофой связано служение новозаветного священства. Во время главного христианского богослужения — литургии — по молитве верующих со священником во главе жертву приносит Сам Христос, приносит, как уже говорилось, Самого Себя. Затем христиане соединяются со Спасителем, причащаясь Его Тела и Крови.

Когда вижу священника в облачении, всегда испытываю особые чувства: благоговения и даже страха. Этот человек мне кажется чуть ли не святым. В какой-то степени это даже мешает полноценному общению с батюшкой. Действительно ли священники святее обычных людей?

— Нет, конечно. Сколько угодно примеров в лике святых людей, не посвященных в священство (целый сонм мучеников). Но есть, конечно, святые, которые при жизни были священниками (праведные, преподобные, священномученики). Так что общаетесь вы с обыкновенным человеком, но когда участвуете в таинствах, тут священник — совершитель таинства, а вы — участник. Священник через хиротонию получил право совершать все таинства, кроме таинства Священства: Крещения, Покаяния, Елеопомазания, Причащения, Венчания. Только этим он и отличается от мирян. А то, что вы испытываете при виде священника в облачении чувство благоговения, это касается не его лично, а его священного сана.

Моя мама верит в Бога, молится, читает православную литературу, ходит в храм, где просто молится, не исповедуясь и не причащаясь.  К священнику она не обращается. Говорит, что ей не нужны посредники между ней и Богом. Как переубедить ее?

— Вообще-то, посредником священник считается в католической церкви. Православное учение не называет священника посредником между Богом и человеком. Отцы Церкви говорили, что Бог спасает нас не без нас. То есть в нашем спасении Господом участвуем мы сами, без всяких посредников. И для общения с Богом посредник не нужен. В нашей Церкви священник — предстоятель верующих перед Богом (то есть только стоящий впереди), он же помощник людям в их духовной жизни и еще совершитель таинств. И даже в совершении таинств он не посредник, потому что благодать в таинствах подает не он, а Сам Господь, и получение людьми этой благодати зависит не от него, а от того, насколько сами люди молятся искренне и сердца их через покаяние готовы к таинству. Прийти в храм помолиться, конечно, никому не возбраняется, тут и священник не нужен. Но верующий человек ждет от посещения храма большего, а без руководителя на этой дороге можно и заблудиться, не заметив того. Священник в Православной Церкви не посредник, а участник. Как объяснить это вашей маме? Пусть почитает Закон Божий, там написано, зачем нужен священник, пусть хоть раз и со священником поговорит. А как верующий человек без таинств обходится? В нашем Символе веры есть слова: верую «во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь». Что значит верую в Церковь? Это значит, я ей полностью доверяю. Она же мне дает возможность участвовать в таинствах — исповедаться, причащаться. Она учит меня, что без этого я не спасусь. Как же ваша мама думает спасаться без Церкви? Она ходит в храм, но Церковь больше храма. Поговорите с ней по душам. Лучше вас никто этого не сделает.

Мой сын хочет стать священником. А мне кажется, что он слишком замк­нутый для такой профессии мальчик. Кому ни в коем случае не стоит избирать этот путь?

— Не знаю, сколько лет вашему сыну. Может быть, это игра, когда подросток видит человека, облаченного в необычные одежды, совершающего необычные действия, и ему хочется походить на него. Но ведь может быть это и призванием. Пусть воцерковляется, учится молитве, любви к церковной службе, исповедуется и причащается Святых Таин, а когда придет время, решит сам — поступать ему в духовную семинарию или пойти другим путем. Замкнутость не препятствие на пути к священству. Да и будет ли он замкнутым к 17–18 годам? Многое может измениться. Он должен знать главное, что священство — это не работа, это служение Богу и людям, в каждом из которых он призван видеть образ Божий. Из умения видеть этот Образ проистекают и все необходимые священнику качества, главное из них — любовь. Не будет ее — не будет и настоящего священнослужителя.

Хожу в храм. Очень хочу иметь духовника, но не знаю, как его выбрать и как попроситься к нему в духовные чада. Посоветуйте!

— Прежде всего, молиться, чтобы Гос­подь послал такого священника. И это непременно случится. Через сердечную молитву и поиск Господь обязательно укажет священника, в котором вы найдете доброго пастыря, добросовестно исполняющего свой долг, помнящего слова пророка Иеремии: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер 48:10), которому вы сможете доверить свою душу и который поможет вам на  нелегком пути к ее спасению. Духовное наставничество, отношения духовника и его духовных чад вопрос очень непростой. Об этом писал еще святитель Игнатий (Брянчанинов). Коротко же можно сказать, что послушание должно быть обоюдно разумным — как со стороны священника, так и со стороны пришедшего к нему человека. При выборе духовного наставника стоит почаще вспоминать народную мудрость: семь раз отмерь, один — отрежь.

Подготовила Оксана Москвина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.