Главная > Свет творчества > Брать высоту и зрить в глубину
«Ведомости Нижегородской митрополии» 19 (151) 16:59, 11 октября 2018

Брать высоту и зрить в глубину

В этом году два нижегородских живописца — Владимир и Мария Занога, отец и дочь — отмечают свои юбилеи — 65 и 40 лет. К этим датам была приурочена выставка их живописи «Преемственность. Отец и дочь», которая открылась 5 октября в Нижегородском государственном выставочном комплексе (НГВК). Экспозиция, собравшая около 200 работ, подводит черту перед новым этапом творческого пути двух близких по духу, родных по крови, но индивидуально непов­торимых по стилю и изобразительному языку художников.

— Родственные души Владимира Ивановича и Марии объединяет любовь к Родине, приверженность к православию и искреннее служение изобразительному искусству, его реалистической школе, — сказала на открытии выставки заместитель директора НГВК Ирина Маршева.

Владимир Иванович — художник сложившийся, опытный. Главная тема в его творчестве — история России и православия. В своей живописи он касается проблем возрождения исторической памяти, возвращения человека к истокам духовной культуры. В его концептуальных картинах всегда просматривается стремление выразить духовную сущность художественного образа. Поэтому и сюжеты выбираются высокодуховные — из Евангелия, из русской истории.

На выставке можно увидеть известные нижегородцам по календарям, художественным альбомам и книгам работы Владимира Заноги «На рубеже тысячелетий», «Несение Креста», «Дыхание вечности», «Христос и Пилат», «Спаси и сохрани», его картины, посвященные князю Владимиру, Серафиму Саровскому, Патриарху Гермогену.

Мария Занога стала художницей вслед за отцом и матерью, а также акварелистом Ниной Ждановой. Продолжая в творчестве темы отца, она выработала свой авторский почерк, и ее работы получили высокую оценку профессионалов.

— Картины отца и дочери перекликаются по духу, содержанию, смыслу, но их невозможно спутать. Владимир Иванович имеет индивидуальное духовно-творческое мировоззрение и свой пластический язык исполнения — мягкость, плавность, соразмерность образа и внутренней наполненности. У Марии Владимировны картины ярче, контрастнее. Это хорошо, и так должно быть. Продолжайте любить Россию, писать Россию, — пожелал председатель нижегородского отделения Союза художников РФ Владимир Величко. Он вручил Владимиру и Марии почетные грамоты регионального министерства культуры за многолетнюю плодотворную творческую деятельность и большой вклад в развитие изобразительного искусства в Нижегородской области.

— С детства наша дочь жила в творческой обстановке, среди картин, акварелей, гобеленов, книг по искусству, — рассказывает Владимир Иванович. — А лето проводила в нашем доме на Волге, в Васильсурске, откуда открываются эпические дали, располагающие к творчеству и созерцанию. Затем у Марии были художественная школа, училище и прекрасный наставник Юрий Михайлович Буров, с которым она сегодня вместе преподает в художественном училище. И хотя в стилистике мы с дочерью разошлись, у нас остается единство в главном — в отношении к традиции, к лучшим образцам мирового искусства, к своей Родине и духовным ценностям.

В силу характера и творческой необходимости Владимир Иванович много путешествует по городам и весям, рекам и морям. За последние годы, пройдя более 12 тысяч километров под парусом по речным и морским просторам, художник привез большой этюдный материал. На его основе написаны пейзажно-сюжетные холсты («Возвращение под парусом», «Пред вечностью», «Ветер в белом», «Звон небес»).

Из пленэрных поездок под парусами вырос и большой цикл работ «Русский Север», принадлежащий уже кисти Марии Владимировны. В эпических и панорамных полотнах воедино связаны композиция, суровый колористический строй, философские думы автора. Часовни и храмы среди каменных глыб, в ожерелье седого моря, стоят твердо, как часовые на дозоре, внушают трепет и благоговение.

Мария Занога, взяв ответное слово в конце встречи, благодарит отца:

— Папа — мой первый учитель, и в жиз­ни, и в творчестве.

Все говорят, борьба поколений. Но, обозревая творчество отца и дочери Занога, мы все же видим не борьбу, а преемственность поколений художников, чей взор устремлен к небу и реке. В реке есть глубина, а в небе — высота. Брать высоту и зрить в глубину, выстраивая вертикаль между небом и землей, человеком и храмом, настоящим и прошлым, — основной рефрен творчества Владимира и Марии Занога. И это то главное, что их в жизни и творчестве объединяет.

Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.