Главная > Статьи > Если батюшка и педагог, и ремесленник
«Ведомости Нижегородской митрополии» 4 (88) 14:29, 25 февраля 2016

Если батюшка и педагог, и ремесленник

LSAL1789Для воскресной школы, в отличие от общеобразовательной, личность преподавателя невероятно важна. От того, насколько творческим человеком он окажется, зависит все: количество воспитанников, их заинтересованность и качество усвоения материала, сплоченность группы и — в конечном итоге — духовная польза для каждого. Один из таких педагогов — священник Алексий Мальцев, клирик храма в честь Святителей московских Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Наш сегодняшний рассказ — о его педагогических находках, выделяющих воскресную школу при этом храме в ряду других.

За рамками школьного курса

Быть специалистом широкого профиля отца Алексия Мальцева научил сельский опыт.

— Когда я служил в селе Юрьеве Гагинского района, меня поставили помощником благочинного по образованию, — вспоминает батюшка. — А на селе это означает, что и по культуре, и по иным сферам деятельности. Как говорится, любой священник у нас и педагог, и строитель.

В селе он тоже преподавал в воскресной школе. Конечно, там не было такого оснащения, как в нижегородском храме, одном из центральных городских приходов. Занимались буквально на «лавочке». И чтобы развивать детей не только духовно, умственно, но и творчески, батюшка преподавал им резьбу по дереву — благо что раньше сам вырезал различные поделки, шкатулки. Занятия увлекали подростков.

На Дивеевском подворье в Нижнем Новгороде отец Алексий служит с сентября 2013 года. В воскресной школе при храме он преподает три курса: Библейскую историю, Ветхий Завет, катехизис. Каждый из них — это непременное условие — адаптирован к возрасту слушателей. Но и здесь, как когда-то в Юрьеве, батюшка обучает их также ремеслам, выходящим далеко за рамки школьного курса технологии, создавая тем самым в своей воскресной школе особую творческую атмосферу.

Ветхий Завет в историях

Курс воскресной школы в честь Святителей московских рассчитан на три возрастные группы: младшую (6–8 лет), среднюю (8–10 лет) и старшую (10–12 лет), в которых обучаются сейчас 54 ребенка. Фактическая посещаемость составляет 10 человек в старшей и средней группах и 15 — в младшей. Продолжительность урока — как в школе — 45 минут. Дети учатся по программе, разработанной специалистами из Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Кроме отца Алексия, в школе преподают монахиня Иустина, послушница Ирина (рисование и английский язык), пением занимается преподаватель из консерватории. Конечно, педагогические приемы важны в учебном процессе, но важнее другое — любовь к детям, умение терпеливо и по-доброму объяснять и общаться.

Как-то довелось увидеть отца Алексия на праздничном мероприятии в детской городской библиотеке на Звездинке по случаю вручения дипломов и призов школьникам Нижегородского района за рождественские поделки. Умение внимательно выслушать ребенка, найти добрые слова, удивительная манера держаться не оставляли сомнений в педагогическим таланте батюшки. Ведь хороший педагог не тот, кто сам хорошо знает свой предмет, а тот, кто может доходчиво донести его до ума и сердец детей.

К примеру, проходят в старшей группе Библейскую историю, Ветхий Завет. Курс важный, но сразу понять его, уяснить для себя некоторые детали не у всех получается. Откликаясь на просьбы ребят, священник адаптирует его для восприятия.

— Ученики часто просят: батюшка, расскажите какие-нибудь истории, и я рассказываю, — улыбаясь, говорит священник. — Такие истории дети слушают с открытыми ртами.

В средней возрастной группе вместо подобных историй после разъяснения основного содержания урока детям показывают мультфильмы на большом экране — закрепление материала происходит гораздо лучше.

Рисуют и слушают

Педагогических приемов у отца Алексия множество. Например, классы в школе не разделены дверями и перегородками. И когда дети, к примеру, находятся на уроке рисования, а рядом батюшка ведет академический курс, они все слышат и естественным путем запоминают.

— Раньше мы старались, чтобы дети просто сидели и слушали. Не получается: начинают ерзать, им надо двигаться, — поясняет наш собеседник. — Теперь они и рисуют, и слушают.

Нельзя не упомянуть и о музыкальном направлении работы воскресной школы. В нынешнем году к празднику жен-мироносиц готовится большой концерт. Пробный был в прошлом году, а в нынешнем школа договаривается с одним из нижегородских театров, с тем чтобы все было профессионально: сцена, прожектора. — Будет постановка по произведению одного из классиков, — приоткрывает секрет отец Алексий. — Суть сюжета: дети должны будут подарить любимые игрушки в детский дом.

Необходимое условие работы воскресной школы — взаимодействие с родителями по интересующим их темам: первая исповедь ребенка, обереги и суеверия, воспитание у маленького человека правильного отношения к бедности и богатству, компьютерные игры. Ведь, по сути, в воскресной школе учатся не только дети — вместе с ними курс приобщения к православию проходят и их родители. Дети после занятий делятся с ними пройденным материалом, и затем они его обсуждают.

На подобных «родительских собраниях» мамы учеников советуются с отцом Алексием по всевозможным вопросам воспитания. К примеру, какие игрушки давать ребенку. Батюшка сетует: раньше советские игрушки были добрыми, любого плюшевого мишку в руках подержать приятно. Сегодня же порой не игрушки, а настоящие монстры с четырьмя ушами, злыми глазами… Это и несформировавшуюся детскую психику подрывает, и искажает представление о красоте мира.

Внеклассные мероприятия

Активная познавательная жизнь воспитанников отца Алексия продолжается и за стенами воскресной школы. Несколько раз ребята ездили в Дивеево, Москву, в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. В мае запланирован крестный ход в один из скитов Дивеевского монастыря, расположенный в лесу, в муромском направлении. Дети пройдут километров семь от населенного пункта, неся детские хоругви — такое событие школа организует впервые.

Дружит воскресная школа и с нижегородским музеем Н. А. Добролюбова. С 5 по 12 февраля провели в его стенах «добролюбовские дни», посвященные памяти известного русского критика. Некоторые придут в недоумение: Добролюбов же был революционером! Но, как говорит отец Алексий, ближайшее знакомство с его трудами в корне меняет понятие о критике, которая, по сути своей, является более глубоким раскрытием того, что хотел показать автор.

Да, к концу своей жизни Добролюбов не очень хорошо отзывался о православии. Но, когда умирал, он раскаялся. И нельзя забывать, что нижегородский музей Добролюбова — это дом отца критика — уважаемого в городе священника Александра Добролюбова. Вместо «революционного» настроя здесь царит удивительно теплая атмосфера русской интеллигенции ХIХ века. Отец Алексий Мальцев, по договоренности с руководством музея, проводит здесь внеклассные мероприятия — к примеру, мастер-классы по декупажу.

Да-да! Клирик любит заниматься рукоделием и готов делиться своим умением и с детьми, и со взрослыми. На уроки к батюшке приходят и работники музея, и нижегородцы от мала до велика. Декупаж, кто не знает,— оригинальная техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента, обычно вырезанного, к предмету, а затем на покрытии полученной композиции лаком ради сохранности, долговечности и особенного визуального эффекта. Творческие планы отца Алексия простираются и далее — он готовит урок по лепке из полимерной глины, а в мае — внимание! — в Ночь музеев проведет урок по мыловарению. Не пропустите!

Игорь Чистяков

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.