Главная > Статьи > И ожили храмы
«Ведомости Нижегородской митрополии» 14 (122) 15:35, 27 июля 2017

И ожили храмы

При входе в храм стайка ребятишек разного возраста. Маленьким тяжело смирно стоять на службе, да и смысл ее пока не совсем понятен, поэтому они с родителями ожидают причастия у крылечка. Младенцы в колясках или у мам на руках, кто постарше — играют в траве. Годовалый Володя пытается самостоятельно забраться по ступенькам. Эта картина убедительнее всего доказывает, что время, когда церковь стояла пустынной и заброшенной, прошло.

Свято место

— У нас в селе теперь так много малышей. Мне кажется, когда началось возрождение храма, в семьях стали появляться вторые, третьи дети, а до этого какое-то затишье было, — делится наблюдениями Володина мама Мария Груничева.

Наш разговор происходил 29 июня в селе Развилье Борского района. В тот день в восстанавливающемся храме в честь преподобного Симеона Столпника соборно служили Божественную литургию. Богослужение состоялось в день памяти святителя Тихона, епископа Амафунтского, в честь которого был когда-то освящен боковой придел храма. Литургию возглавил руководитель миссионерского отдела Нижегородской епархии, первый проректор Нижегородской духовной семинарии протоиерей Александр Мякинин, духовные песнопения исполнял семинарский хор.

— Миссионерский отдел епархии и семинария сотрудничают в рамках проекта «Забытые святыни Нижегородской области». Сегодняшнее мероприятие — часть этой работы. Мы выезжаем в населенные пунк­ты, где есть разрушенные храмы, и проводим богослужения. Надеюсь, что Господь подаст нам силы и возможности для восстановления разоренных церквей,  — рассказал заместитель руководителя миссио­нерского отдела иерей Илия Третьяков. Храм в Развилье возрождается по инициативе местных жителей. Последние четыре года — особенно активно. Сначала рубили деревья, которые обступили Симеоновский храм, выносили мусор (на это ушло немало времени — около двух лет), потом поставили решетки на окнах, постепенно восстановили колокольню. И наконец здесь начались богослужения.

В 2015 году храм в борской глубинке посетила инициативная группа прихожан нижегородских храмов под руководством Ирины Беспаловой. Установили стенд с информацией про церковь, прикрепили на стене храма табличку с его названием и основными вехами истории.

Уроженка Развилья Альбина Захарова вспоминает: — Моя бабушка пела в этой церкви. Она говорила, что храм у нас был — красавец. В 1939 году его закрыли. Говорили, что те, кто рушил крест, погибли в первые дни войны. Когда сбрасывали колокол, бабушка моего мужа даже без сознания упала. Частица от колокола хранится в нашей семье как реликвия. Еще бабушка рассказывала о монахине Дивеевского монастыря Марфе (Тестовой), которая переселилась в Развилье после закрытия обители. Ее и других монахинь, которые жили в селе, тут очень любили.

Матушку Марфу вскоре арестовали и после следствия приговорили к восьмилетнему сроку в исправительно-трудовых лагерях, где она скончалась от болезни (в апреле 2008 года преподобномученица Марфа (Тестова) включена в собор Дивеевских святых).

— Вера есть в сердцах людей, хоть и пытались ее убить долгое время. Люди все равно тянутся к Богу, — уверена Зоя Григоричева. — Очень хочется, чтобы наша церковь возродилась… А мы бы цветов здесь насажали, — мечтает она.

Сейчас, как и два года назад, у храма нет крыши, нет стекол в окнах. Но главное, что есть неравнодушные люди, шаг за шагом восстанавливающие церковь. Сил и средств на это требуется немало, в первую очередь из-за внушительных размеров здания. — Когда шли высотные работы, наверх лазили, конечно, единицы. Но если что-то еще требуется, никто не отказывает. Например, бревна поднять. Мы же все вручную делаем, — рассказывает Игорь Логинов. — Что подвигло заниматься восстановлением храма лично меня? Во-первых, осознание, что жизнь не заканчивается здесь. Как сказал святитель Николай Сербский, «спасение души — единственный смысл всех трудов человека на земле». Во-вторых, ощущение душевного спокойствия и чувство, что Господь нам помогает.

Еще одна сложность реконструкции: восстановить Симеоновский храм необходимо в первозданном виде, поскольку он является памятником архитектуры регионального значения. Пока добровольцы ориентируются на единственную фотографию, не имеющую достаточной четкости. Других исторических изображений на сегодняшний день не найдено.

Как в Хрипунове Знамение спасали

— Сегодня для нас такой день! Наверное, на всю жизнь его запомню, — радуется Надежда Плескунова, жительница села Хрипунова Ардатовского района. — Когда были молоды, нам говорили, что Бога нет. Но я с детского возраста верила в Него, знала «Отче Наш» и «Богородицу», меня бабушка так воспитала. Хоть не разрешалось ни крестить детей, ни венчаться, все равно украдкой и крестили, и венчались.

Освящение Михаило-Архангельского храма в расположенном в Хрипунове Знаменском скиту Серафимо-Дивеевского монастыря состоялось за девять дней до миссионерской поездки в Развилье. Помимо новой церкви в честь Архангела Михаила, заложенной в 2016 году, в Хрипунове есть еще одна, судьба которой сходна с Симеоновской. Сейчас оба скитских храма смотрятся как ансамбль: нарядные, бело-голубого, «Богородничного», цвета. Только храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» — старинный, начала XVII века. Его, как и церковь в Развилье, восстанавливали с девяностых годов сами местные жители.

От храма деревенской улицей нас вела Анна Георгиевна Кальгина. Под ногами щебень: скоро здесь будут класть асфальт. Хорошая дорога — яркий признак того, что село живет. Еще более важно, что в Хрипунове действует собственная средняя школа.

Наш путь лежал к старенькому деревенскому домику. Выходит и садится на лавочку хозяйка — Мария Яковлевна Умнова, тут же примостились две кошки. Сельская идиллия с вполне реальным рассказом о том, как в годы гонений жители защищали родной Знаменский храм. «Я — настоящий жихарь (старожил. — Ред.), — так начинает Мария Яковлевна. — Моих годов нас осталось только трое в Хрипунове…»

«Жихарю» сейчас больше 80 лет. Помнит она, как девчонкой дед приводил ее в церковь, сажал на подоконник, а сам помогал батюшке на службе. Литургии совершались до начала 1930-х годов, пока не приехали однажды «хулиганы», как назвала Мария Яковлевна представителей советской власти, которые не только церковь закрыли, но и стали уничтожать иконы. Некоторые образа сельчане успели унести, раздав «по народу». Хотели отобрать главную святыню — образ Знамения Пресвятой Богородицы. Мария Яковлевна вспоминает, как вступились люди за дорогую сердцу икону, не испугались даже угроз, дескать, приедем с милицией и заберем. Приезжали, только не нашли ничего: образ успели завернуть в одеяло, выкопали яму да и спрятали там, присыпав соломой.

Позже икона хранилась в домах хрипуновцев. В какой избе стояла, там и собирались люди на молитву. Сам же храм превратили в зернохранилище. До сих пор старожилы помнят гору зерна, уходящую под самый купол. Продолжалось так до 1990-х годов. Как-то Мария Яковлевна смотрела телевизор. В эфире рассказывали, что по всей стране открываются церкви. Подумала: «А мы-то что?» Решила отправить письмо в Москву, самому Патриарху. Попало ее послание и к властям тогда еще города Горького. Чиновники приехали в Хрипуново, организовали собрание. А у Марии Яковлевны как раз несчастье приключилось: корова умерла. «Подошел ко мне один из начальников и спрашивает: ты хлопотала насчет церкви? Я говорю — да, лично я. А народ вокруг судачит: вон у Маши корова околела, так она с начальника корову просит…»

Марию Яковлевну выбрали старшей среди тех, кто включился в возрождение храма. В основном инициативную группу составили женщины старшего возраста.  Стали наводить порядок в церкви. Обращались за помощью и к настоятельнице Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря игумении Сергии (Конковой). «Матушка очень простая, принимала нас как своих», — вспоминает Анна Георгиевна Кальгина.

Так шаг за шагом происходило восстановление Знаменской церкви. В ноябре 2012 года ее заново освятил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. И отреставрированный образ иконы Божией Матери «Знамение» занял законное место в храме, открывшем новую страницу своей истории.

Дарья Петрова

Материал подготовлен в рамках проекта «Унесенные революцией» при поддержке грантового конкурса «Православная инициатива»

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.