Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Как подготовиться к Пасхе?
16:04, 16 апреля 2011

Как подготовиться к Пасхе?

Приближается светлый праздник Пасхи, можно подводить итоги тому, как пройдено очередное поприще подвига святого поста. Что мы вынесли, что приобрели, от чего избавились?.. Естественно, у верующих возникают вопросы к отцам духовным. На некоторые подобные вопросы отвечает настоятель Ильинской церкви Нижнего новгорода, преподаватель НДС протоиерей Николай Горбатовский.

«Как понять, что пост проходит не зря?»
— Цель поста— избавление от каких-то своих страстей и приучение к чему-то доброму. Если мы почувствовали самую маленькую победу над грехом, то пост прошел не зря. Например, некоторые ленятся читать утреннее молитвенное правило, и если они смогли приучить себя к этому, то это уже победа, которой, конечно, не стоит гордиться, но радоваться можно. Или смог человек отучить себя хотя бы от одной вредной привычки, это уже хорошо. При этом надо помнить, что не следует ставить перед собой великие задачи, лучше ставить конкретные цели, и это поможет человеку сосредоточиться на определенных проблемах. Достаточно поставить одну конкретную цель, победить свою страсть и поработать над своей душой, а в конце поста посмотреть, уменьшилась ли тяга ко греху, к соблазнам мира. Если это происходит, то надо благодарить Господа, что пост прошел не зря.

«Скажите, почему именно в пост так обостряются отношения— и на работе, и личные. Происходят ссоры, из которых потом трудно выйти. Как избежать таких ситуаций или не допустить их?»
— Здесь может быть некоторая предубежденность, часто люди думают, что отношения обостряются. На самом деле обостряется чувствительность, изменяется восприятие. Когда человек постится, то он напрягается определенным образом, особенно если пост для него непривычен. И бывает, что человека все вокруг начинает раздражать, особенно когда воздержание в пище не сопряжено с молитвой, когда нет баланса между духовным и физическим деланием. Поэтому получается, что не люди начинают к человеку иначе относиться, а у конкретного человека обостряется восприятие окружающих, появляется раздражение, и, чтобы его перебороть, надо соблюдать баланс между молитвой и постом, а также помнить, что главная заповедь— любить Бога и любить ближнего. И если человек чувствует, что у него начинают портиться отношения с ближними и что он неправильно оценивает поступки окружающих, тогда лучше ослабить пост и понять, что недостоин пока так строго поститься. Не надо вводить в искушение окружающих.

«Как подготовиться к Пасхе?»
— Сам Великий пост— это и есть подготовка к Пасхе. Пост для того и существует, чтобы человек через воздержание и молитву очистил свою душу и мог праздновать Пасху «как обновленный человек», по словам апостола Павла, а не со старой закваской в душе, то есть с закваской греха. Не должно быть суетного желания разговения и внешнего празднования, внешней пышности и торжественности, надо встретить именно Воскресение Христово как обновление нашей души. Достойно поститься— лучшая подготовка к Пасхе.

«Почему в храме таинство Соборования совершается только в Великий пост? Можно ли собороваться вне поста? И еще, бытует мнение, что соборуются только перед смертью».
— Таинство Соборования, или Елеосвящение, совершается, прежде всего, над болящими телесно, как таинство, которое следует из слов Священного Писания: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак 5: 14–15). Помня об этих словах и о том, что Господь посылал на проповедь своих апостолов, Он заповедовал им помазывать елеем и исцелять болящих и при этом внешнем действии обязательно творить молитву, мы совершаем таинство Елеосвящения. Освящается оливковое масло, и человек им помазывается. Соборование прежде всего нужно для болящих, и человек соборуется тогда, когда у него в этом есть потребность. Что касается обычая соборовать людей именно в Великий пост, то это правило установилось достаточно поздно, не в первые века христианства. Люди, наблюдая за своей жизнью, видели, что у каждого есть различные немощи, за которыми не всегда можно уследить. С другой стороны, мы понимаем, что каждая болезнь— следствие греха и исцеление болезни идет через борьбу с грехом. Помня о наших скрытых болезнях и о том, что лечение болезни— борьба с грехом, человеку будет полезно регулярно собороваться, но не обязательно. Это таинство совершается по мере необходимости. А ежегодно оно совершается потому, что каждый человек нуждается в исцелении. Мнение о том, что соборуются только перед смертью, идет от римо-католиков. Это неправильное мнение, поскольку соборование— молитва о болящем.

«Насколько важно христианину участвовать в крестных ходах и совершать паломничества по святым местам?»
— Участие в крестных ходах— это исповедание нашей веры, с одной стороны, а с другой— общая молитва, когда мы идем по просторам нашей страны, города или селения и молимся об этих местах и о себе самом. Так и паломничество. Это приобщение к святыням. Когда мы приезжаем в святое место, то хотим как бы подышать тем воздухом, которым дышал святой, и понять его миросозерцание, как он пришел к подвигу, как он жил и угождал Богу. В некой степени это для нас является духовной зарядкой. Как пост возлагается на какое-то время, так и паломничество: мы молимся и просим Господа, чтобы он дал духовных сил, заряд духовной бодрости, чтобы дальнейшую жизнь продолжать более достойно, чем до этого момента.

«Может ли христианин руководствоваться изречением «я человек, и ничто человеческое мне не чуждо»?»
— Все христианство основано на Евангелии, а в нем Господь сказал очень просто: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк 8: 35). То есть человек, когда мыслит о себе и о том, что из себя представляет, может по-разному подходить к этому вопросу— может в свете псалма царя Давида, в котором много говорится о том, кто он перед Богом, или в свете Евангелия, или в свете учения святых отцов, или в свете современного общества. В современном обществе больше внимания уделяется страстям человека, его сиюминутным потребностям, преобладают потребности плоти. Если человек будет ориентироваться на сегодняшнюю моду, то при мысли о своем человеческом он будет представлять себе те многие страсти, которые отрицаются Церковью и христианством. Поэтому подобный подход недопустим. Христианство строится на жертве, на Жертве Крестной, прежде всего, и на следовании за Христом. По определению человек, следуя за Христом, должен многим жертвовать, прежде всего своими страстями. Поэтому подобное изречение совершенно не подходит для христианства, однако в каком-то смысле мы не должны его забывать. В каком? В том, что не надо забывать свои немощи. Немощи постоянно напоминают о себе, когда нас тянет к себе грех. И в этом плане, действительно, полезно вспомнить, что я— человек, я далеко не ангел, поэтому буду использовать все те средства, которые мне предлагает Церковь, и не быть слишком высокого о себе мнения, ибо ничто человеческое мне не чуждо, и многие грехи могут меня одолевать.

Подготовила Ксения Бутенко

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.