Главная > Статьи > Конец эпохи поругания
«Ведомости Нижегородской митрополии» 6 (90) 11:16, 25 марта 2016

Конец эпохи поругания

молдебен-в-казанском-соборе-музее-перед-мощамиСобытия второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского, относящиеся к 1991 году, помнят многие. Для одних невероятный духовный подъем, который испытывало в те дни российское общество, стал отправной точкой воцерковления, для других — свидетельством новых отношений Церкви и государства. Но для всех несомненно было одно: времена гонений на веру прошли. Завершаем публикацию исторического экскурса в новейшую историю Русской Православной Церкви.

Окончание. Начало читайте в №4(88) 2016, № 5(89) 2016

Уникальная икона

Церемония передачи мощей преподобного Серафима началась в 16:00 в Казанском соборе, где располагался Музей религии и атеизма. Обращаясь к Святейшему Патриарху, директор музея Станислав Кучинский подчеркнул, что с сожалением вспоминает трагические события прошлых лет, когда несправедливо попирались интересы верующих. Атеистам, по его словам, предстоит учиться терпимости. Музей же оказался хранителем многих святынь, которые сейчас передаются Русской Православной Церкви. В заключение своего приветственного слова он передал Его Святейшеству икону преподобного Серафима с частицей его мощей.

— Уже позднее, рассмотрев икону, мы увидели, что она весьма необычна, — вспоминал один из участников исторического события епископ Истринский Арсений. — Образ написан как бы в виде плащаницы: преподобный Серафим изображен с закрытыми очами и сложенными на груди руками. В доске, на которой написан образ, были углубления, прикрытые слюдяными стеклышками. Потерев их, мы увидели, что в верхней части иконы, над нимбом, находятся волосы преподобного; в середине, в груди — частица мощей, в нижней части, под ногами — частица то ли обуви, то ли гроба (я не рассмотрел точно); в левой части иконы, где изображена мантия, — кусочек одежды преподобного.

Приняв святой образ, Святейший Патриарх положил его на раку с мощами преподобного старца Серафима и обратился к присутствующим с Первосвятительским словом:

— Происходящее ныне событие <…> не может оставить равнодушными не только верующих церковных людей, но и многих наших соотечественников. Русской Православной Церкви возвращается великая святыня — мощи святого преподобного отца нашего Серафима Саровского. Воистину, дивны дела Господни! То, что было достоянием всего нашего народа, то, что казалось безвозвратно утраченным, то, о чем долгие тяжелые годы сожалели тысячи православных христиан, сегодня здесь, перед нами: преподобный Серафим Саровский не только духом, но останками своими с нами. В этом мы усматриваем особый, добрый, обнадеживающий знак — знамение примирения и надежды. Преподобный Серафим, так долго и кротко учивший о стяжании Святого Духа, сегодня еще раз напоминает всем нам о христианском мирном духе. Актуальность этого призыва очевидна. Духовно радуясь и торжествуя, мы прекрасно понимаем, что Промысл Божий действует в мире через конкретных людей, через определенные обстоятельства. <…>  хочу сердечно поблагодарить руководство этого пока еще музея, но уже и храма, за проявленную инициативу, за помощь во втором обретении мощей всероссийского чудотворца преподобного Серафима Саровского. Эта передача не первая. Русской Православной Церкви уже были возвращены мощи святого благоверного и великого князя Александра Невского, мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Обретение же и передача мощей святого Серафима Саровского стали событием, о котором трудно было даже помыслить еще совсем недавно. Вот конкретный пример добрых, достойных взаимоотношений Церкви и государственных учреждений. Верующие нашей Церкви будут с благодарностью вспоминать этот радостный день, и, я уверен, хороший пример сотрудничества станет нормой нашей современной жизни. Надеюсь, что навсегда в прошлое ушло время тяжелых испытаний для Русской Православной Церкви, время поругания, унижения и оскорбления религиозных чувств, время осквернения святынь. У народа должны быть святыни! Без них невозможно говорить о нравственности, о возрождении духовности и культуры. Без святости, без высокого идеала человек теряется в море зла и неправды. Уверен, что начавшийся процесс восстановления утраченного и искаженного образа Божия в человеке даст свои добрые плоды, если мы с любовью и благоговением будем относиться к великому наследию наших праотцев и отцов, к уникальному опыту жизни русских святых, к их заветам и наставлениям. Завершить это слово мне хотелось бы сердечным, молитвенным обращением к преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму Саровскому, святые мощи которого здесь, перед всеми нами, перед лицом Русской Православной Церкви: отче наш Серафиме! При жизни твоей ты был источником Божественной любви и радости. Ныне, предстоя перед ракой с твоими святыми мощами, просим: научи нас братолюбию и радости в Духе Святом, помоги преодолеть все разногласия и нестроения, даруй мир и благоденствие Святой Церкви, Отечеству нашему в сей день и в грядущие времена.

Скрепленный подписями дар

Затем Святейший Патриарх и директор музея подписали акт следующего содержания: «В целях реализации Закона РСФСР о свободе вероисповеданий и исходя из безусловной необходимости возвращения Русской Православной Церкви ее святынь Государственный музей истории религии и Министерство культуры РСФСР 11 января 1991 года в Казанском соборе города Ленинграда передали Его Святейшеству Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II мощи преподобного Серафима, Саровского чудотворца».

Подписав акт передачи, Святейший Патриарх совершил первый молебен у вновь обретенных мощей, а затем рака была доставлена на площадь перед Александро-Невской лаврой, где ее встречали духовенство и многочисленные миряне. После тропаря и кондака преподобному все запели: «Ублажаем тя, преподобне отче Серафиме…», и Патриарх Алексий II на четыре стороны благословил град святого Петра иконой, переданной директором музея.

Под колокольный звон и молитвенное пение процессия направилась к Троицкому собору. Архипастыри во главе со Святейшим Патриархом внесли раку в собор, где был совершен благодарственный молебен, а потом — всенощное бдение с чтением акафиста преподобному. Присутствующие на богослужении имели радость впервые приложиться перед помазанием к обретенным цельбоносным мощам батюшки Серафима.

На следующий день, 12 января, в Трои­цком соборе лавры была совершена Божественная литургия, на которой Его Святейшеству сослужил сомн архипастырей. После литургии и молебна преподобному Серафиму Саровскому Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил собравшихся с днем второго обретения мощей преподобного Серафима:

— Почти 150 лет отделяют нас от его блаженной кончины. В 1903 году состоялось торжественное прославление святого. Несмотря на последовавшее после революции закрытие Саровской и Дивеевской обителей и утрату мощей преподобного, память о нем жила в народе: как и при жизни, батюшка Серафим был близок людям. В молитве преподобному говорится: «Никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих». Для каждого он находил слово утешения, слово вразумления и указания пути в Царствие Небесное. Преподобный Серафим стяжал особую благодать духа Святого, приходящих к нему он встречал словами: «Радость моя!» Эта особая, неземная радость о Господе укрепляла людей в жизненном крестоношении, в делании добра и правды Божией. Святой молитвенник о земле Русской учил: «Стяжи в себе мирный дух, и тысячи спасутся вокруг тебя». Сегодня, как никогда, нужно стяжать этот дар Духа Святого, стяжать дух мира, братолюбия, чтобы нести любовь и радость о Господе нашим ближним. И то, что преподобный Серафим снова с нами своими цельбоносными мощами, мы принимаем как дар Божий, как знамение милости Божией.

Воспоминания Святейшего Алексия II

За братской трапезой Его Святейшество рассказал архипастырям и духовенству некоторые подробности второго обретения мощей:

— История же изъятия мощей преподобного Серафима такова. Из Сарова они были доставлены в Арзамас, из Арзамаса — в Донской монастырь. Далее след теряется. Верующему народу было трудно смириться с мыслью о том, что мощи святого безвозвратно утеряны. Во многих местах находили какие-то предметы, которые приписывались преподобному: его топорик, части одежды, мантии, рукавички. После получения информации из музея я стал искать другие сведения, в первую очередь, акт о вскрытии мощей. Мощи не полностью нетленны. Митрополит Антоний (Вадковский) делал специальное разъяснение по их поводу в 1903 году при прославлении. Акт был найден. И, сопоставив два акта — о канонизации в 1903 году и о вскрытии в 1920 году, я направил в Ленинград двух архипастырей — епископов Тамбовского и Мичуринского Евгения и Истринского Арсения, — которые провели тщательное обследование мощей.

В акте 1920 года очень подробно были описаны некоторые детали: поврежденный позвоночник (он был поврежден грабителями, напавшими на преподобного), отсутствие одного ребра и целый ряд других признаков. Архипастыри, которые проводили осмотр, свидетельствовали также о чувстве благодатности и благоухания мощей, которые им пришлось обследовать. После сопоставления появилась уверенность, что это действительно мощи преподобного Серафима. До дня передачи оставалось одиннадцать дней. Была изготовлена рака, в которую мощи были переложены накануне передачи их Русской Православной Церкви.

Возвращение мощей преподобного Серафима — общецерковная радость. Весть об этом распространилась очень быстро. Почитание преподобного Серафима у нас особое: и жизнью, и молитвенным предстательством он близок душе православного человека…»

Архимандрит Тихон (Затёкин), наместник Вознесенского Печерского монастыря

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.