«Ведомости Нижегородской митрополии» 19 (127) 14:18, 12 октября 2017

Краса веков

С древних времен в городах и селах нашей области рубили бревенные крепости, храмы, избицы и высотные палаты, было налажено массовое производство всевозможного строительного и поделочного материала. В XVI–XVIII веках нижегородцы возвели множество уникальных деревянных сооружений, что свидетельствует о художественной одаренности, мастерстве и инженерной смелости нижегородских плотников.

Дерево — любимый и наиболее распространенный в традиционной архитектуре Поволжья строительный материал. В разных частях здания с учетом особенностей отдельных пород древесины применялись: дуб — на сваи, оконные и дверные колоды; ель — на лежни, брусья для стропил, тесницы для настила полов, потолков и кровель; сосна — для рубки клетей; лиственница — для нижних венцов сруба (она долго не гнила и трудно загоралась); ольха и вяз — для труб, постоянно находившихся в воде; липа и клен — для резных и столярных работ.

Качество древесины зависело от времени заготовки. Строевой лес рубили с декабря по февраль, когда сок в стволе от сильных морозов высыхал полностью. За полгода до этого с дерева от корня до уровня головы взрослого человека снимали кору, оставляя лишь полоску шириной в ладонь. К месту будущего строительства бревна доставляли волоком по снежному насту. Замоченная же древесина, доставленная в виде плотов по воде, быстро загнивала. Исключение составлял дуб на сваи (для мельниц и мостов), который рубили летом «в полном соку».

С учетом архитектурно-художественных и конструктивных особенностей верха рубленые храмы в Поволжье делятся на три основных типа: клетский, шатровый и ярусный.

Клетские

Самыми первыми и самыми простыми по типу постройками деревянного храмового зодчества были сооружения, походившие на простые избы и отличавшиеся от них только крестом или маленькой главкой. Стремление придать храму большую высоту привело мастеров к мысли поднять его на подклет. Главу на храм ставили на тонкий высокий барабан прямо на крышу, были и специальные декоративные «бочки» или деревянные закомары.

Особенностью древних церквей клетского типа было то, что кровли устраивались не на стропилах, а представляли собой продолжение восточной и западной стен, которые постепенно сходили на нет. Между собой эти стены скреплялись стропилами, на которые и устанавливали кровлю. Таким образом, кровля с храмом составляла одно целое. Высокие кровли, которые порой в несколько раз превышали высоту сруба, — характерный признак этого типа храмов.

Одноглавая Михаило-Архангельская церковь в Большом Болдине была построена в 1882 году по собственному проекту архитектора Иосифа Федоровича Нейманаса. Ее отличают граненый алтарный прируб и небольшая трапезная, над которой надстроена шатровая колокольня. После пожара в 1787 году храм оставался разрушенным, но был полностью востановлен в 1999 году.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы из села Зеленое Городецкого района — постройка 1672 года, в 1972 году перевезенная в музей деревянного зодчества на Щелоковском хуторе и отреставрированная. Ее основной сруб увенчан главкой на небольшом четверике.

Церковь Казанской иконы Божией Матери (1742) в селе Богородском Богородского района состоит из одноглавого четверика, перекрытого невысокой двускатной кровлей, граненого алтаря и трапезной. До второй половины XIX века ее украшала колокольня, которая была разобрана, а в 1930-х годах была сломана главка, и сам храм закрыт. Сейчас церковь заперта, но поддерживается в порядке.

Шатровые

Часто можно увидеть, что вместо купола здание деревянной церкви завершается шатром. Это особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространенным в русском храмовом зодчестве. Каменные шатровые храмы появились на Руси в начале XVI века и не имеют аналогов в архитектуре других стран.

Типология церковной архитектуры перенималась Древней Русью из Византии, в то время как с древнейших времен деревянное строительство на Руси преобладало. Однако в дереве чрезвычайно трудно передать форму купола — необходимого элемента храма византийского типа. Вероятно, именно техническими трудностями и была вызвана замена в деревянных храмах куполов шатровыми завершениями.

Моношатровые и многошатровые деревянные сооружения возводились в качестве холодных погостовых и приходских храмов, соборных церквей при монастырях. Двумя, тремя, пятью шатрами завершались рубленые храмы многих сел и городов. Шатры ставили над перекрытыми «небом» моленными залами и прирубами приделов. Число шатров нередко соответствовало количеству престолов храма.

Конструкция деревянного шатра проста, ее устройство не вызывает серьезных затруднений. Несколько (чаще всего восемь) бревен сводились в верхней точке, образуя ребра шатра. Сверху на него ставилась небольшая главка с крестом. В деревянных храмах шатер делался глухим, был отделен от интерьера храма потолком. Это защищает внутреннее помещение от атмосферных осадков, при сильном ветре проникающих через покрытие шатра. При этом пространство шатра и храма эффективно вентилируются отдельно друг от друга.

Основанием для шатра чаще всего служит восьмигранный верхний ярус храма — восьмерик (аналог барабана для купола). Отсюда происходит конструкция «восьмерик на четверике», позволяющая лучше организовать переход от квадратного в плане основания храма к восьмигранному шатру.

Церковь Троицы Живоначальной в селе Троицком Воскресенского района была построена в 1713 году. Она состоит из паперти, трапезной, молельного зала, перекрытых постепенно увеличивающимися по высоте крутыми двускатными кровлями; алтаря с крышей на пять скатов и высокой колокольни с открытой галереей и шатровым верхом. Первоначально колокольня стояла отдельно и имела открытые проходные ворота. В начале XIX века ее соединили с трапезной закрытой папертью. Над центральным объемом храма возвышается восьмерик, увенчанный небольшим куполом с главкой.

Церковь Воздвижения Честного Креста Господня (1854) в селе Окишино Лысковского района — еще один пример. Обшитый тесом храм типа «восьмерика на четверике» с трапезной и трехъярусной колокольней под каркасным шатром имел два придела: Петропавловский и Смоленский. Закрытый не позже 1930-х годов, сейчас он стоит без купола, в аварийном состоянии.

Ярусные

Название «четверик на четверике», присвоенное храмам, рубленым в несколько ярусов, совсем не означает, что все ярусы являются четырехугольными. Скорее, это две или несколько клетей, поставленных одна на другую, причем каждая верхняя несколько меньше по ширине, нежели находящаяся под нею.

Форма эта пришла с юга, из Украины, и, акклиматизировавшись, приспособилась к великорусским плановым приемам. В своем зачаточном виде она уже была знакома северянам, которые рубили шат­ровые храмы «восьмериком на четверике». Что касается чистых ярусных форм с явно украинским характером, они получили большое распространение в конце XVII и особенно в XVIII веке, когда происходило массовое переселение с юга беглецов, а также назначения на епископские кафедры высшего духовенства из южных областей. Ревизии подвергался как богослужебный устав, так и архитектурные формы храмов, с которыми архиереи свыклись у себя на родине.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы из села Старые Ключищи Кстовского района, выстроенную тремя «восьмериками на четверике» вместо старой, сгоревшей в 1729 году, сегодня можно также увидеть в музее деревянного зодчества на Щелоковском хуторе. Изначально у нее была колокольня, разобранная в 1936 году из-за ветхости.

Анастасия Чиркунова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.