Главная > Без рубрики > «Милостив буди…»
«Моя надежда» №1 2018 15:14, 28 марта 2018

«Милостив буди…»

Подаяние. Юрий Гаврилёнок, 2009

«Просящему у тебя дай» (Мф 5:42), — сказано в Евангелии. В народе когда-то с почтением говорили: «святая милостынька». Этот вид доброделания издавна превозносится христианскими подвижниками. Святитель Феофан Затворник настаивает: «Живущим в обществе нечем спасаться, кроме милостыни. Чем больше делают ее, тем ближе подходят к равноангельской жизни великих отшельников». Если бы большинство людей, называющих себя христианами, прислушалось к словам святых отцов, то получило бы мир, в котором не страшно жить.

Лучшее средство угодить Богу

Гимн милостыне воспел святитель Иоанн Златоуст, называя ее «царицей добродетелей, весьма скоро возводящей людей в Небесные своды»: «Милостыня очищает грехи блудников и накопляет благую мзду. О милостыня… водительница души, прекраснейшее оружие! Бросьте золото — и получите Христа. Дайте серебро — и примите Духа Святаго. Разбросайте медь — и вместе с нею выбросится яд греха».


«Через милость мы избавимся огня геенского. В противном случае, за что умилосердится и помилует нас Бог?»   

Святитель Иоанн Златоуст

«Ничто не может так приблизить сердце к Богу, как милостыня», — утверждает преподобный Исаак Сирин.

Угождая Богу, человек убеляет и очищает душу: «Перенося милостынею тленное имущество свое на небо, христианин неприметным образом перенесет на небо сердце свое, как Сам Господь засвидетельствовал: «Идеже бо сокровище ваше, ту и сердце ваше будет» (Лк 12:34), — говорит святитель Игнатий Брянчанинов. Получается, что благотворим мы в первую очередь — себе: «Подавая милостыню тем, кто испытывает нужду, человек помогает и самому себе, и своей семье», — считает преподобный Паисий Святогорец.

Наконец главное: дела милосердия творятся не страждущему человеку, а Господу: «Все добро, что делаем мы для нищих, несчастных братий наших, принимает Он как делаемое для Него Самого. Всякую милостыню, которую опускаем мы в руку бедного, принимает Сам в руки Свои» (святитель Лука Крымский).


«Мое только то, что я отдал»
Преподобный Максим Исповедник

Наше богатство — не наше

Все, что мы имеем, принадлежит не нам: это дар Божий. А потому и нельзя ничего жалеть для нуждающихся. Милостыня — обязанность каждого и даже более: «Не уделять из своего имущества есть… похищение. Когда мы не подаем милостыни, то будем наказаны наравне с похитителями» (святитель Иоанн Златоуст).

«Не величайшее ли безумие, не безбожие ли жалеть для человека, для этого образа Божия… пищи, пития, одежды, жилища и чего бы то ни было земного!.. Поэтому да не щадим ничего для нашего ближнего! О, какая великая честь — питать, одевать, упокоять образ Божий!» — восклицает святой Иоанн Кронштадтский.

«Подавай с великодушием,
с ласковостью на лице,
и снабди в большей мере,
нежели сколько просил»
Преподобный Исаак Сирин

Важно чувство, с которым мы совершаем милостыню

Все благие плоды милостыни могут быть погублены, если мы подаем не с добрыми чувствами. Более всего тут вредит самолюбование: «Если же ты раздашь, хотя бы тысячи талантов, с гордостью, надменностью и тщеславием, то погубишь все, — подобно тому, как фарисей, который отдавал десятую часть из своего имущества, но превозносился и надмевался этим, вышел из храма, погубив все», — напоминает святитель Иоанн Златоуст.

Недопустимо также испытывать неприязнь к просящему: «Мы должны… так угождать другим, как бы мы сами принимали от них услуги; подавать так, как будто бы мы сами получаем; и вот сие-то есть разумная милостыня», — рассуждает преподобный авва Дорофей.


«Чтобы помочь другому человеку,

необязательно быть сильным
и богатым, — достаточно быть добрым»
Симеон Афонский

Быть милостивым может всякий… даже бедняк

«Мы не должны говорить, что Царство Небесное покупается за деньги: не за деньги, но за свободное решение, обнаруживаемое через деньги. Деньги, однако ж, нужны, скажешь? Не деньги нужны, а решение. Имея это последнее, ты можешь и за две лепты купить небо, а без него и за тысячу золотых талантов не купишь того, что можешь купить за две лепты», — разъясняет святитель Иоанн Златоуст.

И потом — разве милостыня выражается только в звонкой монете? Например, добрым словом можем оказать скорбящему милость, какую он не получил бы, приняв от нас деньги.

Об этом рассуждает преподобный авва Дорофей, называя множество видов милостыни — не только материальной: «Никто не может сказать: «Я нищ, и мне не из чего подавать милостыню»; ибо если ты не можешь дать столько, сколько оные богачи, влагавшие дары свои в сокровищницу, то дай две лепты, подобно оной убогой вдовице, и Бог примет это от тебя лучше, чем дары оных богатых (Мк 12:42). Если и того не имеешь, имеешь силу и можешь служением оказать милость немощному брату. Не можешь и того? Можешь словом утешить брата своего; и так окажи ему милосердие словом… Если же и словом не можешь помочь ему, то можешь, когда огорчится на тебя брат твой, оказать ему милость и потерпеть во время его смущения. Можешь также, когда согрешит пред тобою брат твой, помиловать его и простить ему грех его. Таким образом, не имея, чем оказать милосердие телу, ты помилуешь душу его. А какая милость более той, чтобы помиловать душу? Как душа драгоценнее тела, так и милость, оказанная душе, больше оказанной телу».


«Благотвори бедному доброхотно, без мнительности, сомнения и мелочной пытливости, памятуя, что ты в лице бедного благотворишь Самому Христу»
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Нужно ли творить милостыню «с рассуждением»?

Подавать ли милостыню человеку, если мы знаем (или с большой долей вероятности предполагаем), что он употребит полученное не на благо, — а на пьянство, например? А если видим, что нас явно обманывают: рассказывают небылицы, чтобы вызвать жалость, или просят милостыню на улице с маленьким ребенком?

«Лучше слепая лепта нищему от сердца, нежели проницательная холодность сердца», — отвечает святитель Филарет Московский.

Однако тому же святителю Филарету принадлежит и фраза: «Дело благотворения, сделанное без рассудительного и сердечного участия в бедствующем, есть тело без души».

Еще более резко высказывается святитель Василий Великий: «Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу… а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию».

В основном же святые отцы единодушны: в делах милосердия рассуждение необходимо, но если мы сомневаемся в искренности просителя — перевес остается на стороне милостыни: «Оставив неуместную пытливость, подавайте всем нуждающимся, и делайте это с великой щедростью, чтобы и нам самим удостоиться в тот день (будущего Суда) великой милости и снисхождения от Бога», — предуп­реждает святитель Иоанн Златоуст.

Светлана Акимова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.