Это теперь православных священнослужителей России любого ранга можно встретить в самых разных зарубежных странах. В советские времена очень редко, только с большими международными миссиями и только главных иерархов командировали за границы СССР. Между тем именно в годы советской власти молодой тогда правящий архиерей не самых крупных и не самых значимых епархий епископ Николай (Кутепов) много раз бывал удостоен чести и права представлять интересы Русской Православной Церкви и огромной страны Советов в США, Германии, Бельгии, Израиле, Греции вместе с митрополитами и умудренными опытом архипастырями. Высоко ценились его глубокий патриотизм, тонкий ум, непревзойденные качества дипломата. Сегодня мы рассказываем читателям об участии приснопамятного митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова) в III Генеральной Ассамблее Всемирного Совета Церквей.
В одном из своих газетных интервью в год празднования 1000‑летия Крещения Руси будущий митрополит сказал, что помимо других стран — США, Германии, Бельгии, Израиля, Греции, которые он посетил, ему однажды довелось побывать и в Индии.
В каком году это было и с какой целью владыка ездил в эту экзотическую страну — об этом рассказывает теперь документ, найденный в личном архиве архипастыря, который свидетельствует, что поездка в Индию состоялась в ноябре-декабре 1961 года. Тогда недавно рукоположенный епископ Мукачевский и Ужгородский Николай, как явствует из выданного ему удостоверения, был командирован «в качестве члена официальной делегации Русской Православной Церкви для участия в III Генеральной Ассамблее Всемирного Совета Церквей», проходившей в индийской столице — городе Нью-Дели.
Всемирный Совет Церквей
Всемирный Совет Церквей (далее — ВСЦ) был сформирован в 1948 году в Амстердаме на основе нескольких международных христианских движений. В эту организацию сегодня входит 348 христианских Церквей из более чем 100 стран мира, они представляют около 400 миллионов христиан. Как отмечается в «Православной энциклопедии», эта организация «ставит своей целью достижение христианского единства и осуществление сотрудничества в вопросах, требующих совместных действий».
Всемирный Совет Церквей с самого начала стремился показать, что среди его членов «есть место для любой Церкви» — как христианской, так и лишь претендующей называться таковой, но по сути христианской не являющейся.
Спорный фактор долго препятствовал Православным Церквам принимать участие в активной работе этого международного объединения. Тем более что экуменическое движение, представленное деятельностью ВСЦ, было осуждено резолюцией Совещания глав и представителей автокефальных Православных Церквей в Москве в июле 1948 года.
Религиозная ситуация в СССР, сложившаяся в 1950‑е годы, вынудила Русскую Православную Церковь и другие Поместные Церкви изменить свое мнение и все-таки вступить в ряды этой организации.
Дело в том, что к концу 1950‑х годов положение Церкви в СССР стало стремительно меняться к худшему. Никита Хрущев начал новые полномасштабные гонения на Церковь внутри страны, закрывал оставшиеся действующими или открытые после войны храмы, прекратил деятельность почти всех открытых в Советском Союзе в послевоенные годы духовных школ, в том числе духовных семинарий в Киеве и Саратове, где в 1958–1960 годах будущий нижегородский архипастырь нес преподавательское послушание.
В то же время Хрущев предпринял попытку расширить взаимодействие с другими государствами, активно вовлекая в эту работу Русскую Церковь. Ей же, Церкви, в этой непростой ситуации нужны были связи с зарубежными христианскими организациями, чтобы пусть не прекратить, но хотя бы ослабить давление со стороны советского государства.
Это стало одной из основных причин того, что к 1958 году внутри многих Православных Поместных Церквей, и прежде всего Русской, созрела готовность войти в состав Всемирного Совета Церквей. В 1961 году на III Ассамблее ВСЦ, проходившей в столице Индии, Православные Церкви официально стали участниками этой организации.
Участие в III Ассамблее
В работе III Ассамблеи ВСЦ, проходившей в Нью-Дели с 18 ноября по 6 декабря 1961 года, принимали участие 577 делегатов из 197 Церквей. Членами организации тогда официально стали Русская, Болгарская, Польская и Румынская Православные Церкви.
В состав делегации Русской Православной Церкви, как свидетельствует публикация в «Журнале Московской Патриархии», входили председатель ОВЦС архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов), епископ Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер), Патриарший экзарх Западной Европы архиепископ Иоанн, архиепископ Пермский и Соликамский Сергий, епископ Сергиевский Антоний и епископ Мукачевский и Ужгородский Николай (Кутепов).
На открытии Ассамблеи глава делегации митрополит Никодим зачитал обращение Патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского) к участникам форума, в котором Святейший Патриарх отмечал, что «Русская Православная Церковь святой обязанностью и долгом перед Богом и людьми всегда полагала не только тщательное сохранение православного вероучения и умножение этого достояния, но и щедрое его свидетельство в мире». В этом Патриарх Алексий (Симанский) видел главную цель участия представителей Православных Церквей в этой организации.
В течение всей работы Ассамблеи русские иерархи налаживали тесные контакты с христианскими организациями на Западе, что впоследствии позволило в трудные годы хрущевских гонений и в период так называемого «застоя» сохранять от закрытия многие еще не разгромленные безбожной властью обители, ограничивать атеистическую власть в ее желании полностью искоренить религию в СССР и, наконец, свидетельствовать слово Божие своей пастве как в Советском Союзе, так и за его пределами.
Встреча с Индирой Ганди
Участники Ассамблеи находились в постоянном общении с индийскими политиками. Для прибывших на форум была организована встреча с руководством Индийской республики — с одним из величайших политиков XX столетия, первым премьер-министром Индии Джавахарлала Неру и его дочерью Индирой Ганди, сменившей потом отца на этом посту. Владыка Николай вспоминал потом, что она показалась ему «интересной женщиной и очень незаурядной личностью».
Для новопоставленного епископа поездка в Индию стала первой большой и серьезной проверкой, поскольку он оказался в окружении многочисленных церковных иерархов со всего мира в совершенно незнакомой ему экзотической стране. На представителей Русской Православной Церкви тогда легла огромная ответственность: ведь они были призваны представить свою страну и Русскую Церковь на достойном уровне. И наши иерархи, в том числе и приснопамятный нижегородский архипастырь, смогли справиться с этой непростой задачей.
Алексей Дьяконов,
кандидат богословия, преподаватель Нижегородской Духовной семинарии
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.