Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Церковное искусство > Многостолпное зодчество
«Ведомости Нижегородской митрополии» 19 (151) 16:02, 11 октября 2018

Многостолпное зодчество

Величайшим этапом в истории Древней Руси и древнерусского зодчества был XVI век. Завершается объединение русских земель при Василии III, во второй половине XVI века, при Иване Грозном, Русь превращается в централизованное и многонациональное государство. Эту эпоху отличал высочайший расцвет русского национального зодчества: рождались новые архитектурные идеи, типы и формы, в которых переплавлялись все предшествующие отдельные успехи и достижения.

Три шедевра

В архитектуре XVI века прошлые традиции получают продолжение, при этом в каменное строительство из деревянного проникает форма шатра, ставшая заметным отличием.

Воплощением творческих исканий явились замечательные произведения XVI века: шатровый храм Вознесения в Коломенском, многостолпный храм в Дьякове (Усекновения главы Иоанна Предтечи) и Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве, построенный по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством.

Церковь Вознесения в великокняжеском селе Коломенском — первый каменный храм на Руси, открывший новую страницу в истории средневековой архитектуры. На крутом берегу Москвы-реки вознесся огромный, устремленный ввысь белокаменный столп. Его мощное основание вырастает из хитросплетения словно парящих над землей галерей. Многогранное стрельчатое основание завершается тройными заостренными кокошниками, напоминающими языки замершего пламени. А над ними на стройном восьмигранном основании возвышается шатер, венчающий все здание. Грани шатра перевиты узкими каменными гирляндами, похожими на нитки драгоценного жемчуга. Верх его покрыт небольшой аккуратной главкой с золоченым, сверкающим на солнце крестом.

Высоким нарядным шатром был перекрыт центральный объем и главного храма-памятника во всем Московском государстве — Покровского собора на Красной площади в Москве (1555–1560), выстроенного в честь взятия Казани в 1552 году. Храм представляет собой грандиозную композицию из девяти церквей-столпов, поднимающихся над цокольным этажом (подклетом) и соединенных внут­ренней обходной галереей, расписанной причудливыми растительными орнаментами. В центре композиции находится главная шатровая Покровская церковь, вокруг которой помещены восемь других столпообразных с купольным завершением церквей. В плане собор образует восьмиконечную звезду. Большие церкви расположены по углам ромба.

Все элементы комплекса, включая и центральный, собственно Покровский собор, и большие и малые церкви, соответствуют разным типам церковной архитектуры. Но их взаимодействие основано на нескольких композиционных элементах. Это сочетание восьмерика на четверике или двух восьмериков различного диаметра. По всему периметру храмы украшены полукруглыми декоративными элементами — кокошниками, по-разному расположенными, разного размера, но выполняющими одну функцию — все они сглаживают переход от четвериков в восьмерик. Собор построен по принципу нарастания высоты — цент­ральный шатер в два раза выше больших церквей, большие церкви — в два раза больше малых.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове — единственный, помимо собора Покрова-на-Рву, сохранившийся многостолпный храм XVI века. Он представляет собой симметричную группу из пяти восьмигранных, изолированных друг от друга столпов, обладающих самостоятельными входами и алтарями. Центральный столп, посвященный Усекновению главы Иоанна Предтечи, по габаритам вдвое больше остальных и выделен с востока алтарной апсидой. Четыре придельных столпа соединены между собой галереями, а одной гранью примыкают к центральной башне. Свой неповторимый нарядный вид храм приобрел уже в XVII веке, когда купола собора украсили керамическими изразцами, добавили асимметричные пристройки, возвели шатры над крыльцами, а стены покрыли затейливыми росписями.

Вариации на тему

В 1550–1560-е годы мемориальные шат­ровые храмы поднялись в Балахне, Муроме, Коломне, Старице и других местах.

Почти все шатровые храмы XVI века имели одну и ту же композицию: на нижней кубической части (четверике), служившей основанием, строился восьмигранный столп (восьмерик), который венчал шатер. Однако зодчие, принимая эту общую схему, добивались необычайного разнообразия, и ни один шатровый храм не повторял другой.

Появились церкви, в которых восьмерик с шатром устанавливался на столпы, не только крещатые в плане, как в «Вознесении», но и квадратные и восьмигранные. Примером восьмерикового шатрового храма служит Распятская церковь-колокольня Александровской слободы (около 1565–1570). Развитый тип шатрового храма с четвериком в основании представляет храм Покрова в Медведкове (начало XVII века) под Москвой. По бокам он имеет два придела и с трех сторон окружен галереями.

Всего за два десятилетия после появления первого каменного шатрового храма в Коломенском этот новый вид архитектуры получил у русских зодчих признание, они стали возводить шатровые храмы во многих городах и селах наравне с более привычными — с перекрытым сводом.

Несмотря на развитие каменной шатровой архитектуры, в XVI веке продолжают возводиться и храмы старого типа — крестово-купольные. По типу Московского Успенского собора с пятью куполами были построены Смоленский собор Новодевичьего монастыря (1524–1598), Успенский собор Троице-Сергиевой лавры (1559–1585), соборный храм в Вяземах, выстроенный, по преданию, Борисом Годуновым в конце XVI века.

Как вариант четырехстолпного, возникает также тип двухстолпного пятиглавого храма. Двухстолпные конструкции, в целом довольно редкие, имели распространение на северо-востоке России. Впервые они были применены в Благовещенском соборе Сольвычегодска (1560–1570) и Спасо-Преображенском соборе Соловецкого монастыря (1558–1566).

XVI век, век смелых дерзаний и гениального творчества, дал русской церковной архитектуре не только классические произведения мирового значения, но и выработал новые композиционные приемы, типы и формы, влияние которых на последующее развитие национальной архитектуры огромно.

Нижегородские шатры

Каменные шатровые храмы возводились в XVI веке и в Нижнем Новгороде. Правда, до середины XVII века приходские храмы Нижегородского посада были рублеными и деревянными. Зато в XVII веке, с началом интенсивного каменного строительства, акцент на шатровый стиль стал заметен.

Вполне возможно, одним из самых первых шатровых храмов Нижнего Новгорода была Успенская церковь Благовещенского монастыря, которую историки называют главной архитектурной достопримечательностью монастырского комплекса. Здание вытянуто на ширину примыкающей к ней трапезной и завершается двумя стройными декоративными шатрами. Церковь вместе с трапезной стоит на высоком подклете, где была устроена кухня. К трапезной пристроена колокольня, убранство верха которой повторяет форму шатров Успенской церкви и отличается мастерством и изяществом исполнения.

В шатровом стиле изначально был построен и главный собор Печерского монастыря в честь Вознесения Господня с Покровским приделом и трапезной. Он был срублен из дерева в 1597 году после перенесения обители на новое место. В новых каменных формах, как четырехстолпный, пятиглавый, на высоком подцерковье, собор был построен уже в 1640 году.

В конце XVI века, во время строительства Вознесенского собора, была возведена и шатровая высотная колокольня. Она является редким типом древнерусских звонниц, распространенных в XVI–XVII веках, но практически не сохранившихся. Она поднимается от основания четвериком и лишь в подшатровом объеме, где располагались некогда часы, их механизм и зазвонные колокола, переходит в восьмерик и стройный кирпичный шатер.

В шатровом стиле была выстроена, правда, уже в середине XVII века, также каменная надвратная церковь преподобного Евфимия Суздальского, следом за ней при двухэтажной трапезной палате была возведена шатровая Успенская церковь.

Шатровым типом в церковном зодчестве была поставлена точка в формировании в XVII столетии архитектурного ансамбля Печерского монастыря. В 1678 году над спуском к святым воротам обители со стороны города поднялась шатровая колокольня, получившая в народе название «Крест».

Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.