Главная > Статьи > «Начальница веры» в Русской земле
«Ведомости Нижегородской митрополии» 13 (97) 13:43, 18 июля 2016

«Начальница веры» в Русской земле

равноап.-ОльгаИмя будущей просветительницы Русского края, святой равноапостольной Ольги и ее родину «Повесть временных лет» впервые называет в статье о женитьбе великого князя Киевского Игоря: «и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу». Наиболее насущным княгине представлялось коренное преобразование религиозной жизни Руси, духовное преображение русского народа.

Иоакимовская летопись уточняет, что она принадлежала к роду князей Изборских, одной из забытых древнерусских княжеских династий, которых было на Руси в X–XI веках не меньше двадцати, но которые все были вытеснены со временем Рюриковичами или слились с ними посредством браков.

Опыт двух империй — Византии и королевства саксов, — обязанных своим возвышением духу христианского учения, ясно показывал, что путь к будущему величию Руси лежит не только через военные завоевания, но прежде всего через духовные достижения. Поэтому летом 954 года великая княгиня Ольга отправляется с большим флотом в Царьград. Это было мирное «хождение», сочетавшее задачи религиозного паломничества и дипломатической миссии, но политические соображения требовали, чтобы оно стало одновременно проявлением военного могущества Руси на Черном море.

Результат был достигнут. Появление русского флота на Босфоре создало необходимые предпосылки для развития дружеского русско-византийского диалога. В свою очередь, на княгиню Ольгу большое впечатление произвели богатство христианских храмов и собранные в них святыни. Сердце мудрой Ольги открылось святому православию, и она приняла решение стать христианкой. Таинство Крещения над нею совершил Патриарх Константинопольский Феофилакт (933–956), а восприемником был сам император Константин Багрянородный (912–959). Ей было наречено в крещении имя Елена — в честь святой равноапостольной Елены, матери святого Константина, обретшей Честное Древо Креста Господня.

Став христианкой, Ольга ревностно предавалась подвигам христианского благовестия среди язычников и занималась церковным строительством. Она воздвигла храмы в честь святителя Николая и святой Софии в Киеве, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы — в Витебске, во имя Святой Живоначальной Троицы — во Пскове. Псков с того времени стали называть в летописях Домом Святой Троицы. Храм же Софии Премудрости Божией в Киеве, заложенный вскоре по возвращении ее из Царьграда и освященный 11 мая 960 года, стал еще одним важнейшим памятником русского «монументального богословия», как называют нередко церковное зодчество. Этот день отмечался впоследствии в Русской Церкви как особый церковный праздник.

Нужно было спешить с задуманным делом Крещения Руси. В поисках решения святая Ольга обращает взоры на Запад. Но Адальберт Трирский, которого будущий основатель Германской империи Оттон отправил в Россию в качестве епископа Русского, «не успел ни в чем том, за чем был послан». Провал миссии Адальберта имел промыслительное значение для будущего Русской Православной Церкви, избежавшей папского пленения. Вопрос о Крещении Руси был временно снят с повестки дня, и это, конечно, огорчало святую Ольгу, считавшую Христово благовестие главным делом своей жизни.

Труды и скорби подорвали ее силы, 11 июля 969 года великая княгиня скончалась. Бог прославил святую труженицу православия, «начальницу веры» в Русской земле чудесами и нетлением мощей.

Подготовил Игорь Чистяков

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.