Продолжая цикл публикаций о нижегородском архипастыре Николае (Кутепове), возглавлявшем нашу епархию с 1977 по 2001 годы, редакция «Ведомостей Нижегородской митрополии» предлагает вниманию читателей очерк о первых годах его служения Православной Церкви.
Возвращение с фронта
В июне 1943 года, после тяжелой контузии и долгого лечения в госпитале, Николай Кутепов вернулся в родную Тулу. Дома его ждали мама, сестры и тетушки-монахини. А вот отец не дождался сына с фронта — умер незадолго до его возвращения, в апреле. Очень ждал его и звал перед смертью. Вся семья неусыпно молилась о Николае, чтобы он остался живой и вернулся домой, и он вернулся.
В тот день сестра Римма возвращалась домой после школьного экзамена и вдруг услышала в доме мужской голос. Поняла сразу: брат вернулся! Радость в семье была великая. Вопросам не было числа. Приходилось Николаю рассказывать, как воевал, как был ранен и как его оперировали. Женщины плакали. Навзрыд рыдала сестренка Римма, увидев его искалеченные ноги.
Николай с трудом привыкал к жизни дома. Здоровье, физическое и душевное, надорвано было войной и тяжелым ранением. Из госпиталя он вернулся очень худым, с глубоко запавшими глазами и даже немного сутуловатым. Ему не было еще и девятнадцати, а он уже перенес столько страданий: у него на глазах гибли боевые товарищи, он потерял отца, остался инвалидом на всю жизнь…
Но самое главное — он был жив, и этот дар стал воспринимать как дар Божий, не сомневаясь, что неустанная молитва его родных и близких была услышана, что жив он только благодаря милости Господа, который для чего-то даровал ему жизнь.
Время самоопределения
Как отмечал владыка в одной из своих ранних автобиографий, сохранившихся в его личном архиве, его мама очень хотела, чтобы он получил высшее образование и поступил в Тульский механический институт. Целый год по возвращении с фронта он приходил в себя. Как вспоминала сестра Римма, когда владыка вернулся с фронта, он первым делом пошел в церковь, стал часто ходить в храм. Раз зашел в алтарь, да так и остался там: «Было у него что-то внутри, в душе, с самого детства, что отличало его от всех нас, что побудило остаться в Церкви на всю жизнь». Факт чудесного спасения во время массированного наступления под городом Миллерово в декабре 1942 года или, как говорил сам владыка, «заживопогребенность» в безжалостной бойне войны, особенно способствовал этому. Тогда и произошел переворот в сознании молодого человека, реально ощутившего всю хрупкость человеческой жизни, это и привело его в храм, открыло сердце к принятию Бога.
Тем не менее через год, в сентябре 1944 го, Николай, повинуясь желанию матери, поступил на первый курс Тульского механического института и, как писал потом, «проучился пять с половиной семестров». В том же 1944 году архиепископ Тульский Виталий (Введенский) заметил молодого алтарника в храме и пригласил его на должность своего иподиакона.
«Три архиерейские личности сыграли в моей жизни огромную, если не решающую роль», — любил говорить много позже нижегородский святитель. И первым из этих архиереев был архиепископ Виталий.
Архиепископ Виталий
Тульский архиепископ Виталий (в миру Владимир Федорович Введенский) был очень неоднозначной личностью. Он родился в 1870 году в Белевском районе Тульской губернии в семье диакона. Православная энциклопедия повествует, что обучался Владимир Введенский сначала в Тульском духовном училище, а потом в местной духовной семинарии. В 1891 году он принял священнический сан и служил на приходах города Тулы и Тульской епархии, работал инспектором епархиального женского училища и преподавал в церковных и гражданских учебных заведениях Тулы. В 1917 году священник Владимир участвует в заседаниях Поместного Собора Русской Церкви, а через два года, в 1919 м, принимает монашество.
Архиерейское служение будущего тульского архиерея началось в 1920 году, когда он стал епископом Епифанским, викарием Тульской епархии, однако уже в 1922 году под сильным влиянием членов обновленческого ВЦУ он присоединился к так называемому «обновленческому расколу», за что в 1923 году по указу Святейшего Патриарха Тихона был лишен монашества. На протяжении последующих 22 лет он принимал активное участие в деятельности обновленческих церковных управленческих структур, получив в 1935 году даже титул «первоиерарха Московского и обновленческих православных церквей в СССР».
В 1944 году в зале заседаний Синода РПЦ архиепископ Виталий принес покаяние Патриарху Сергию и был принят в общение с Церковью в сане епископа. 5 мая того же года ввиду острой нехватки епископата его возвели в сан архиепископа и 13 июля назначили на Тульскую кафедру. За недолгий срок служения в Туле архиепископ Виталий оставил о себе самое благоприятное впечатление и у своей паствы, и у областного руководства.
Николай Кутепов и владыка Виталий
Владыка Николай вспоминал, что «служил тульский архипастырь каждое воскресенье, каждый праздник, к службе относился не как к работе, а как к внутренней потребности своей души». И будущий священнослужитель, однажды придя в храм на архиерейское богослужение архиепископа Виталия, Николай, как отмечается в книге «Святитель земли Нижегородской», «почувствовал в душе истинное благоговение». Именно тогда он осознал, что все происходящее в храме во время богослужения — это божественная истина.
Владыка Виталий принял молодого иподиакона очень приветливо, и тот ощутил очень теплое к себе отношение. По воспоминаниям владыки, архиепископ Виталий был человеком необычайной доброты, что для молодого человека, недавно вернувшегося из самого пекла громыхавшей еще в это время войны, стало спасением и определило весь его дальнейший жизненный путь.
Полтора года Николай Кутепов прислуживал владыке Виталию в алтаре. Летом 1946 года архиепископ Виталий был назначен архиепископом Дмитровским, викарием Московской епархии, и покинул Тулу. Однако этот архиерей навсегда остался в памяти владыки Николая как пример благоговейного служения Церкви, показавший Николаю всю красоту и глубину православного богослужения.
Алексей Дьяконов,
кандидат богословия, преподаватель Нижегородской Духовной семинарии
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.