Главная > Интервью > Научить малыша чувствовать чужое страдание
«Ведомости Нижегородской митрополии» 21 (105) 11:08, 10 ноября 2016

Научить малыша чувствовать чужое страдание

foto-e-b-buharevaНе так много у нас в области православных детских садов. А необходимость в них есть. Неслучайно эту миссию — духовно-нравственное воспитание детей — берут на себя светские учреждения. Одно из них — нижегородский детский сад №404 «Ростки». Сегодня мы беседуем с его заведующей, заслуженным учителем Российской Федерации Еленой Бухаревой.

— Православие в светском детском саду. Елена Борисовна, как вы пришли к необходимости такой работы?

— Наш детский сад довольно длительный период был инновационной площадкой по здоровьесбережению. И мы всегда говорили: «В здоровом теле — здоровый дух». Выигрывали гранты, получали благодарственные письма разного уровня. Но с течением лет увидели, что результат-то не тот. На самом деле здоровье духовное — фундамент здоровья физического и психического. Поэтому им нужно заниматься с самого юного возраста. Именно дошкольные годы играют особую роль в становлении личности, в формировании духовно-нравственного облика человека. В наше время очень важно обеспечить объединение обучения и воспитания в целостной, единой концепции. На основе духовно-нравственных и культурных ценностей нашей страны.

— В 2015 году ваше учреждение стало победителем национального проекта «Образование» среди муниципальных дошкольных учреждений Нижегородской области. Была представлена программа развития «Ростки добра». Расскажите о ней.

— Программа долгосрочная, рассчитана на 2013–2018 годы. То есть мы работаем в духовно-нравственном направлении уже четыре года. Это многоплановый проект, который приобретает особую значимость в садике, куда ходят дети с различными нарушениями в развитии. У нас 270 воспитанников, из них 40 — с ограниченными возможностями здоровья, из них 6 — дети-инвалиды.

«Ростки добра» предполагают разработку методик по духовно-нравственному воспитанию для дошкольников разных возрастов. С 2013 года, работая в инновационном режиме совместно с НИРО, наши педагоги разрабатывали и апробировали программы духовно-нравственного воспитания для детей 5–6 лет. То есть мы начали со старших ребят. Программа называется «Мы — россияне, мы — нижегородцы». В этом году она была представлена на соискание премии Нижнего Новгорода и получила ее.

В основу программы «Ростки добра» заложены базовые национальные ценности российского общества. Ее отличительная особенность в том, что она может реализовываться на минимальном и максимальном уровнях. Минимальный — это занятия в учреждениях дополнительного образования детей, то есть в кружках. А максимальный возможно включать в вариативную часть образовательной программы ДОУ, работающего в инновационном режиме.

В нашем садике это занятия с детьми, совместные мероприятия с родителями — социальные акции, проектная деятельность, родительские клубы.

Программа «Мы — россияне, мы — нижегородцы» состоит из трех тематических блоков. Первый называется «Я среди людей». Здесь мы стараемся приобщить ребенка к общечеловеческим ценностям, традициям русской культуры, нравственным нормам взаимоотношений с людьми. На занятиях дети смотрят мультфильмы, которые учат, например, трудолюбию, прививают любовь к родному краю. В связи с этим мне очень хочется привести высказывание русского философа Ивана Ильина: «Ребенок должен как можно раньше научиться чувствовать чужое страдание. Чтобы жалеть, беречь и помогать. Необходимо найти прямой и близкий путь к его сердцу и научить его хотеть добра и стыдиться зла». Это очень верно, и еще раз обращаю внимание на то, что у нас детки с проблемами здоровья.

Второй блок называется «Мой край Нижегородский». На занятиях дети приобщаются к духовно-нравственным ценностям, истории и культуре родного края в контексте истории и культуры России. Они разбирают познавательные рассказы из книги «Детям об истории Нижегородского края». Здесь и история возникновения Нижнего Новгорода, знакомство с традициями, национальной культурой. В подготовке и проведении таких занятий нам помогают сотрудники детской библиотекой имени Н. В. Зуева.

Третий блок — «Моя семья», возрождение традиций семейного воспитания. С детьми проводятся беседы, вместе с родителями они оформляют семейные альбомы и газеты, мы составляем книгу «Наши добрые дела», организуются презентации и выставки.

У нас, кстати, очень хорошо оснащен кабинет, где ведутся занятия по духовно-нравственному воспитанию. А в группах оформлены уголки краеведения, где можно увидеть старинные предметы обихода и произведения народного искусства.

Кроме того, в нашем детском саду создана библиотека по православной тематике для родителей и детей.

Чтобы наша деятельность имела хороший результат, просто необходимо тесно сотрудничать с семьями воспитанников. Ведь ребенок является носителем традиций своей семьи. В последнее время сложилась тенденция перекладывания воспитательных функций на образовательные учреждения, в частности, на детский сад. И мы принимаем это, но объясняем родителям необходимость именно семейного воспитания, стараясь оказывать им посильную помощь в формировании личности собственного ребенка. Творческая группа наших педагогов дорабатывает программу повышения педагогической компетентности родителей по проблеме духовно-нравственного воспитания дошкольников «Растим добро. Семейные ценности в воспитании детей». Эта работа организована по двум направлениям: светскому и православному. У нас работает семейный клуб «Воспитаем личность». Папы и мамы участвуют в совместных проектах, акциях, связанных с православной культурой, проходят встречи в «Православной академии семьи». Тематика — по запросу родителей. Здесь проводятся встречи со священнослужителями, которые рассказывают о своих семьях, взаимоотношениях с детьми, семейных традициях.

— В работу по духовно-нравственному воспитанию пока не вовлечены самые маленькие детишки. Для них что-то планируется?

— В 2019 году мы хотим разработать программу педагогической работы и для этого возраста. Кстати, с целью приобщения детей, не посещающих наш детский сад, к духовно-нравственным ценностям, к сокровищнице православия, планируется организовать на базе нашего учреждения Совет родительской общественности, то есть привлечь родителей дошкольников, проживающих на территории прилегающего к детсаду микроучастка.

По поводу результативности всей нашей деятельности хочется заметить, что мы разработали цикл диагностических занятий, но, по большому счету, духовность человека измерить крайне сложно. Возможно, осознание основ нравственности придет гораздо позже. Но закладываются они именно в раннем детстве.

Беседовала Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.