Главная > К духовному размышлению > Неприметные знаки
«Ведомости Нижегородской митрополии» 24 (180) 16:52, 27 декабря 2019

Неприметные знаки

Как-то, участвуя в одной радиопередаче, в разговоре о человеке и его взаимоотношениях с Богом, я услышал от одного из собеседников выражение «промысел Божий». Гости студии сразу же поправили: правильнее было бы произносить «Промысл» и не путать значение этого слова ни с хохломой, ни с добычей рыбы или дичи. В повседневной жизни мы нередко рассуждаем об этом понятии, при этом относимся ко всему происходящему с нами так, что становится очевидно: мы мало что о нем знаем и понимаем. Отсюда непрестанный ропот и раздражение «на обстоятельства», а то и страх перед ними. Как понять волю Божию в отношении себя, и стоит ли пытаться это делать на основании различных событий своей жизни, «знаков» и снов? Обратимся к наследию известных богословов.

Рассуждая о долге

Помните известный фильм-катастрофу «Экипаж» с Георгием Жженовым в главной роли? Летя в неисправном самолете, хирург и медсестра разговаривают: «А я мечтала в медицинский поступить. Поступила бы — и не летела бы сейчас». — «А я окончил медицинский и лечу…» Как в капле воды отражается океан, так и в этой фразе можно разглядеть то, что мы называем Промыслом Божиим.

Что же такое этот Божественный Промысл? А это то, что непрестанно проявляется в мире всеблагой, всепремудрой и всемогущей волей Божией, непрестанным действием Божиим, направленным на сохранение и развитие мира, на обращение всего происходящего ко благу, к вечному спасению как человечества в целом, так и каждого человека в отдельности.

Как же сообразуется с этой благостью проявление в мире зла, как физического, так и нравственного, спросит пытливый человек? На это есть ответ, только понять его нельзя без представления о том, как устроен мир, Кем он устроен и с какой целью. Итак, подсказка: если хочешь знать Божий Промысл, определи, каков твой христианский долг в той ситуации, в которой ты сегодня находишься.

Бог провидит и участвует в нашей жизни, но часто не вмешивается видимым образом, чтобы оставить человеку место для проявления свободной воли и добровольного выбора. Промысл Божий означает, что каждое мгновение нашей жизни Господь поставляет нас в такие условия, при которых мы могли бы сделать свободный выбор в пользу благого начала и через него устремляться к Небесному Отцу.

Сохраняя, управлять

Глубины Промысла Божия непостижимы в силу ограниченности человеческого рассудка. Зная о Промысле Божием, мы не способны в полноте постичь его, хотя особое учение о Промысле издавна было одним из главных предметов христианских наставлений. Отцы и учители Церкви, с одной стороны, обыкновенно направляли его против заблуждений языческой философии, а с другой — всегда указывали действенные побуждения к благочестию и добродетели. Так что, стремясь к непостижимому, мы все же имеем богатейший богословский фонд осмысления и проникновения в суть этого понятия.

В учении святых отцов о Промысле Божием различаются два действия: «мирохранение» — поддержание всего сущего и «мироправление» — направление всех событий в мире к предназначенным Творцом целям. Нужно понимать, что такое подразделение на два действия условно-методологично. В принципе, действие Божие едино — единым действием Бог и сохраняет мир, и управляет им, но нам, в силу нашей ограниченности, как уже упоминалось, это единое Божественное действие приходится воспринимать как два различных действия.

Не будем касаться таких нюансов, как естественный и сверхъестественный образы Промысла (есть и такие), но обязательно упомянем о том, что в нем участвуют все Три Ипостаси Пресвятой Троицы, так что уверенность в существовании Божественного промышления о мире может стать результатом естественного богопознания. Однако участие Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла может быть познано исключительно из Божественного Откровения.

И в наши дни

Может ли современный человек приблизиться к постижению Промысла Божия? На этот счет отцы Церкви высказывали большое сомнение: нынешнее падшее состояние таково, что даже святые люди могут постичь Промысл Божий лишь отчасти. Полное же познание его отложено до наступления пакибытия.

Недоумение, которое порой возникает у маловеров: как согласуются свободная воля человека и Промысл Божий — разрешается обращением к примерам Священного Писания, все книги которого, все описываемые события и наставления служат главной цели: облегчению познания воли Божией и путей следования ей в собственной жизни. Промысл Божий не только не нарушает нравственной свободы человека, но, напротив, и естественными и сверхъестественными средствами являет премудрое попечение о свободе, побуждая человека к правильному ее употреблению. Присутствие же зла, как физического, так и нравственного, должно нами рассматриваться так же — не в отрыве от Промысла, хотя мы знаем, что Бог не сотворял зла.

Зло физическое не противно понятию о Божией благости, как и нравственное зло не противно понятию о Божией святости. Вспомним множество примеров, где явное зло Божиим Промыслом обращалось ко благу. «Болезнь — зло? А за что увенчан Лазарь? — Бедность — зло? А чем прославился Иов? Непрерывные и всегдашние скорби? А чем прославились апостолы? А какой путь ведет к жизни вечной? Не тесный ли и скорбный? Итак, не говори: зачем это? для чего это? Но, размышляя о творениях и распоряжениях Божиих, ты, человек, так же молчи пред Богом, сотворившим тебя, как молчит брение пред горшечником», — писал святитель Иoанн Златоуст.

Итак, исходя из вышесказанного, отметим, что от познания Божественного Провидения происходит величайшее упование на Бога, от истинного же упования рождается в человеке согласие с Богом и Его Божественной волей. Верующее сердце будет воспринимать происходящее как самое благое из того, что могло с ним в данный момент приключиться. Об этом напоминает нам и молитва святых оптинских старцев: «…Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя».

Протоиерей Сергий Муратов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.