Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Пасха начинается с крещения в великую субботу
12:42, 22 апреля 2011

Пасха начинается с крещения в великую субботу

Совершение Крещальной литургии многим может показаться чем-то необычным. Однако если посмотреть на чинопоследование крещения в исторической перспективе, окажется, что соединение этого Таинства с литургией было нормальной, ординарной практикой c древности: практические указания о порядке соединения крещения и литургии помещались в русских богослужебных книгах вплоть до XVII века, а в наши дни такие указания находятся в Большом Требнике.

Уже в древнейшем источнике по истории христианского богослужения — «Дидахэ» — молитвы во время евхаристической трапезы помещены сразу после описания совершения крещения. В Древней Церкви совершение Крещения естественным образом предполагало и совершение литургии.

Особый чин Крещальной литургии — очень торжественный. После того как совершаются крещение и миропомазание, крещаемые в белых одеждах, с зажженными свечами в сопровождении духовенства направляются из баптистерия в собор, где участвуют в богослужении и впервые причащаются Святых Христовых Таин.

В Нижегородской епархии первая Крещальная литургия была совершена 26 апреля 2008 года. На ней таинство Крещения приняли 8 человек. В этом году архиепископ Георгий совершит Крещальную литургию в Великую Субботу страстной седмицы 23 апреля в Спасском Староярмарочном соборе. В нынешнем году к принятию таинства Святого Крещения готовятся 33 человека. Среди них не только нижегородцы, но и жители Арзамаса, Балахны, Бора, Дзержинска, Лукоянова и Сарова. О Крещальной литургии с нашим корреспондентом беседует преподаватель Нижегородской Духовной семинарии иерей Максим Антоненко.

­— Уникальность нашего опыта крещальной литургии заключается в том, что ее возглавляет правящий архиерей, — говорит отец Максим. — Епископы вообще крестят достаточно редко. И то, что владыка Георгий взял инициативу совершения Крещальной литургии в свои руки, очень радостно, потому что и в Древней Церкви, к возрождению традиций которой мы сегодня стремимся, именно епископ и совершал таинство крещения, и возглавлял подготовку к нему. Катехизация перед крещением начиналась и заканчивалась собеседованием с епископом. Благодаря его личной заинтересованности и настойчивому желанию совершить Крещальную литургию это стало возможным. Мы совершаем Крещальную литургию так, как это происходило в Византии в IX веке. Именно тем архиерейским чином, который нам известен из древних византийских памятников. Это исторически абсолютно обоснованная практика, чин, который мы возродили и который показал свою жизнеспособность в современных условиях.

— Совершают ли Крещальную литургию в других Церквях?
— Да, конечно. В некоторых поместных церквях совершают крещение именно в Великую субботу. Например, в Православной Церкви в Америке благодаря деятельности отца Александра Шмемана, в свое время ректора Свято-Владимирской академии, известного богослова и церковного деятеля, произошло возвращение чина крещения на его изначальное место, в литургию. Именно Шмеман был человеком, который в ХХ веке попытался реанимировать чин Крещальной литургии — и успешно это сделал. Так что сегодня не только в Соединенных Штатах, но и во многих европейских приходах — например, Константинопольского патриархата — служится Крещальная литургия.

— Белые одежды, в которые облачаются крещаемые, тоже диктует чин?
— Да, и это очень важно. Сегодня многие забыли, почему в Великую субботу в храме совершается переоблачение из черных одежд в белые именно после чтения паремий и до чтения Евангелия. Почему, например, нельзя закончить литургию Великой субботы и после нее все переоблачить в белые одежды накануне Пасхи? Именно благодаря крещальной литургии, совершаемой в Великую субботу, это вновь становится понятным. Новопросвещенные в белых крестильных рубашках во главе с епископом и помогавшим ему духовенством — все в белых крещальных облачениях — входят в храм. То есть из баптистерия белый цвет как бы переносится в собор, и все переоблачается именно потому, что сейчас были крещены люди, что они умерли и воскресли со Христом. И, таким образом, их воскресение со Христом предваряет собственно празднование Пасхи, то есть Пасха начинается с таинства крещения в Великую субботу. Христос жив только для тех, кто сам умер для греха в крещении. В нашем случае все это ожило и стало понятно.

— Как оценивается современниками возрождение Крещальной литургии в современных условиях?
— Оно встречает неоднозначную оценку, хотя не имеет ярких оппонентов. Русский иерейский чин Крещальной литургии разработан специалистами Свято-Тихоновского университета, в авторитетности и компетентности которых никто не сомневается, имеет благословение Святейшего Патриарха. Это не маргинальное нечто.

— На что вы опирались при составлении архиерейского чина Крещальной литургии?
— Сегодня нет цельного чина на церковнославянском языке, как совершать крещальную литургию архиерею. Нам очень помог заведующий кафедрой литургического богословия Свято-Тихоновского университета диакон Михаил Желтов, один из ведущих современных русских литургистов. Я с ним переписывался, советовался, и именно он подсказал нам, как совершать архиерейскую литургию в строгом соответствии с исконной православной традицией, которую мы находим в византийских памятниках. В итоге мы возродили древний византийский чин, которому уже полторы тысячи лет, и совершили его (может быть за какими-то мелкими отступлениями) в том же виде, в котором его совершали византийские епископы в эпоху Вселенских Соборов. Это может стать поводом издать отдельный архиерейский чиновник Крещальной литургии, чтобы такой опыт распространялся и в других епархиях нашей Церкви.

— А зачем вообще интегрировать крещение в литургию? Ведь чин крещения и так достаточно торжественный, продуманный и очень красивый.
— Никто с этим не спорит, он выдержал проверку временем, но, к сожалению, мы совершаем его неподобающим образом, после литургии, когда никто не присутствует на крещении кроме священника и самих крещаемых с восприемниками, когда нет ни диакона, ни хора, ни белых облачений. Получается, что чин крещения, который был задуман как торжественное чинопоследование, пасхальное по самому своему духу, совершается гораздо более скромно, чем та же панихида, которая привлекает больше людей и на которой сильнее чувствуется дух соборной молитвы. Я не настаиваю, что мы должны крестить только на Крещальной литургии. Она для нас не самоценность. Нужно вернуть таинству крещения его изначальное положение, чтобы оно перестало быть частной семейной требой, которую никто не видит из постоянных прихожан. Мы хотим его оживить, вернуть в центр приходской жизни, поставить рядом с евхаристией. Чтобы люди понимали, что крещение — это рождение новых членов Церкви, что если мы крестим, мы существуем, у нас есть будущее. Это не вторичный вопрос. Это вопрос продолжения жизни Церкви — из века в век, из поколения в поколение. Совершая крещение, мы являемся свидетелями живого предания, передачи благодати Святого Духа и христианской веры от человека к человеку. Совершение таинства крещения почти украдкой, в отсутствие всей Церкви, противоречит самому чину крещения. Кроме того, Крещальная литургия показывает, что к крещению нужно серьезно готовиться, например, в течение Великого поста, если крещение совершается в Великую субботу. А ведь подготовка к таинствам — неотъемлемая норма православного предания. Люди не могут приступить к таинствам неподготовленными.

— И после такого долгого периода человек глубже погружается в жизнь Церкви…
— Человеку, который крестится на Крещальной литургии, трудно уйти из Церкви, пережив такой праздник, такое внимание к себе: когда его крестит архиерей, когда он стоит у Царских врат всю службу, когда он первым подходит к евхаристической чаше. Он ощущает не только наше человеческое внимание, но всю полноту Божественной любви к себе. Понимает, что он не просто какой-то затерявшийся в толпе человек, но что он возлюбленное чадо Бога. Участие в торжественном богослужении, пасхальном по своей сути и смыслу, — это действительно незабываемые впечатления, неизгладимый опыт. Пережив эту радость, эту благодать, человек понимает, что подобного он не найдет больше нигде. Это торжество освящает всю его последующую жизнь. Конечно, Крещальная литургия не решает всех проблем, но делает очень много для того, чтобы человек не потерялся, чтобы ему захотелось снова и снова приходить в храм, где он пережил эту радость.

— Возрождение Крещальной литургии — это настоящее церковное творчество…
— В Церкви ничто не творится на пустом месте. Мы не можем перечеркнуть опыт двух тысячелетий церковной жизни и сделать что-то абсолютно новое. Мы должны понимать, что Дух Святой ведет Церковь, что-то в ней, может быть, далеко от совершенства, требует корректировки, но нужно относиться очень бережно и трепетно к тому, что мы имеем на сегодняшний день. Поэтому основной принцип церковного творчества можно сформулировать всем известной формулой: новое — это хорошо забытое старое. То, что мы совершили, для Русской Церкви ХХI века — новшество, но в более широкой исторической перспективе это возвращение к истокам нашей духовной традиции.

Беседовала Светлана Высоцкая

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.