Главная > Православное образование > Педагогика сердца
«Ведомости Нижегородской митрополии» 19 (151) 13:59, 11 октября 2018

Педагогика сердца

Нижегородскую православную гимназию имени святого благоверного князя Александра Нев­ского посетил с группой преподавателей-экспертов заведующий Педагогическим кабинетом Московской православной духовной академии (МПДА), кандидат педагогических наук игумен Киприан (Ященко). В продолжение встреч, ставших для учебного заведения уже доброй традицией, он провел открытые уроки, побеседовал с духовниками школ, учителями и родителями учеников.

И никаких гвоздей

Как и положено, открытый урок начался с повторения пройденного. Ребята вспомнили, какие добродетели они изучали с отцом Киприаном в прошлый его приезд: умеренность, целомудрие и нестяжание. Но прежде чем начать разговор еще об одном нравственном качестве, семиклассникам и шестиклассникам была показана видеоистория с притчей о гвоздях и обидах.

Итак, отец дал сыну мешочек с гвоздями и наказал забивать гвоздь в забор всякий раз, когда тот не сможет сдержать гнев или обиду. В первые дни гвоздей было много, но постепенно молодой человек научился себя сдерживать. Тогда отец велел ему вынимать по гвоздю каждый раз, когда он сможет сдержаться. Наступил день, когда в заборе не осталось ни одного гвоздя. «Ты видишь, сколько в досках дыр? — говорит мудрый отец в конце притчи. — Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется».

Размышляя над этим рассказом, ребята вместе с отцом Киприаном пришли к важному для себя выводу о том, как именно верующий человек должен работать над приобретением добродетелей, если его цель — стяжание Царствия Небесного. Можем ли мы сделать что-то прямо сегодня? Таким был главный посыл урока. Затем каждый из гимназистов записал для себя, что он хотел бы изменить в своей жизни.

— А теперь сами решите: то, что вы написали, приближает вас к Царствию Небесному или нет? — обратился к ребятам отец Киприан.

Заданием на дом было понаблюдать за собственными мыслями: осуждая или злясь на кого-нибудь, они договорились прикреплять кнопку к листу бумаги, а замечая в себе добрые помыслы, откреплять.

Дионисий и нищий

Угодно ли Богу, когда человек помогает ближнему, но при этом ропщет, что приходится тратить свое время? Такой вопрос прозвучал на встрече отца Киприана с родителями гимназистов.

— Если вас кто-то о чем-то просит, то почти всегда можно считать, что это Господь Бог через этих людей просит вас чем-то пожертвовать, — ответил батюшка, напомнив из Евангелия слова Спасителя, где Господь говорит, что добро, которое сделали нуждающемуся, добро, сделанное Ему.

Продолжая разговор о добродетелях и добрых помыслах уже с родителями,отец Киприан рассказал историю о том, как, будучи педагогом воскресной школы, поведал детям притчу о добром самарянине, а потом дал ребятам задание в течение недели наблюдать, кто и о чем их просит, и по возможности помогать. Результат оказался неожиданным:

— Через неделю ко мне приходит мама одного из воспитанников и просит прекратить это задание, потому что ее сын уже третьего бездомного домой привел. «Мы его отмыли, накормили, одели, но уже очень устали», — жаловалась родительница. Пришлось объяснить мальчику, что, поступая так, он перекладывает свое дело на маму, ведь это она моет и кормит этих людей. И мы договорились, что если он не в силах сам помочь, пусть хотя бы помолится за этого человека.

Еще один памятный случай произошел, когда отец Киприан возил своих воспитанников в Троице-Сергиеву лавру. Один мальчик по имени Дионисий обратил внимание батюшки на инвалида, просившего милостыню. «У него такое лицо… он очень сильно страдает», — сказал Дионисий и попросил у батюшки деньги, чтобы отдать бездомному.

— Я подумал: вот дам я ему деньги, но ведь он их не сам заработал — какая польза от этого? Я говорю: «Дионисий, ты к нему подойди и скажи, что денег у меня нет, но сейчас мы идем к раке с мощами преподобного Сергия, пусть назовет свое имя, и ты помолишься за него». Когда мальчик подошел к нему, бездомный расплакался и на глазах всех экскурсантов выгреб мелочь, которая была у него в карманах, и отдал мальчику. «Деньги эти пожертвовали, Дионисий молился у мощей, а потом мы вышли на улицу, и этот Николай обнял его, а мальчик говорит: «Давай я буду за тебя молиться каждый день. А ты меня будешь вспоминать? Он говорит: «Конечно. У меня за этот час груз спал с души».

Воспитание детей, подчеркнул отец Киприан, должно быть направлено не столько на то, чтобы они хорошо знали веро­учение, церковный обиход и слова молитв, но обращено к пониманию того, что творится в их душе.

— Вот если бы мы весь день тяжело трудились, а потом, придя домой вечером, говорили себе: наконец я смогу пообщаться с Богом, вот то самое главное, вот сейчас начинается моя подлинная жизнь. Вот к такой искренности мы должны стремиться. Это и называется «педагогика сердца». Такую веру в Бога мы бы хотели зародить в душе каждого ребенка.

По итогам реализации гимназической программы духовно-нравственного воспитания совместными усилиями педагогов и экспертной группы из Москвы, которую возглавляет отец Киприан, планируется издать альманах. К сотрудничеству батюшка пригласил и родителей. Мамам и папам вместе с детьми предложили создать свой мини-фильм, в основу которого может быть положена христианская притча. По задумке, эти работы будут показаны на кинофестивале, который будет организован в конце учебного полугодия.

Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.