Главная > Интервью > Протоиерей Андрей Ткачев: «Надо только выучиться ждать, надо быть спокойным и упрямым»
«Ведомости Нижегородской митрополии» 21 (153) 16:24, 8 ноября 2018

Протоиерей Андрей Ткачев: «Надо только выучиться ждать, надо быть спокойным и упрямым»

25 октября в Нижний Новгород приезжал известный писатель и миссионер митрофорный протоиерей Андрей Ткачев, автор множества популярных книг, главная тема которых — глубина и разнообразие в отношении двух личностных начал — Бога и человека. Он провел две встречи: в селе Сартакове Богородского района и Нижегородском (Мининском) педуниверситете, и некоторые из прозвучавших там вопросов мы записали, чтобы познакомить с ними наших читателей.

— Мы сегодня собрались в вузе, который готовит педагогов. Каким, на ваш взгляд, должен быть современный учитель?

— Хотелось бы, чтобы он помнил о том Человеке, который тоже назывался Учителем. Ведь до того как люди познали в Христе Господа, они познали в Нем Учителя. Человеку свойственно всегда учиться. То есть учитель должен продолжать быть учеником, это одно из его главнейших качеств. Он не должен штамповать себя в окружающих, потому то легче всего передавать личный опыт, как трафарет накладывая его на учеников. Нужно иметь некоторую долю прозорливости, чтобы замечать заложенные в ученике таланты и помогать этим зернам прорасти. Учитель должен мыслить не шаблонно и относиться к людям не как к поголовью, а как к отдельно взятым личностям. То есть учиться самому и раскрывать учеников.

Если говорить о нашей молодежи вообще, не только о будущих педагогах, то с грустью приходится признать, что пора студенчества — это в наше время не та пора, когда люди активно тянутся к Богу. Среднестатистический студент среднестатистического вуза считает, что молодому и умному Бог совершенно не нужен. Господа Бога он оставил больным, несчастным, старикам, умирающим… Нет духовной жажды! Но здоровый человек хочет есть и пить, а больной отвращается от пищи. Это каждый знает по себе. Аппетит, собственно, — признак здоровья организма. В духовной жизни абсолютно так же. А ведь каждый из сегодняшних студентов, каждый из вас будет влиять на жизнь, на климат в стране. И чем профессиональнее он будет (как педагог, доктор и так далее), тем больше он будет влиять на жизнь, на умы и сердца окружающих. Поэтому хочется, чтобы у вас появилось желание читать о Боге, мыслить о Нем, говорить о Нем. И ощущать радость, потому что все это очень плодотворно. Ведь все, что делает человек, помнящий Бога, он делает по-другому, иначе, чем тот, кто о Нем не помнит и помнить не хочет.

— Миссионер сейчас. С какими сложностями он сталкивается? И к чему он должен быть готов, когда выходит на миссию?

— Проблемы всегда одинаковы. Безразличие одних, воинственный настрой других. Наш современник мало знает, понимаете. Если человек с высшим образованием сомневается в том, что Иисус Христос реально жил на этой земле, то у него нет проблем с верой, у него проблемы с образованием, это просто невежда. А невежество — легко распространяющееся зло, у нас религиозных невежд очень много. Мы можем многое знать в области точных наук, социологии и так далее, но полным невежеством отличаться в главных вопросах человечества.

Современный миссионер — это популяризатор самых необходимых и естественных для человека знаний. Встречаться ему приходится с ленью, с косностью, с инерцией среды, со штампами прошлого. Люди заштампованы. Когда с ними говоришь, часто вытягиваешь из них готовые старые штампы. Допустим, «Церковь обслуживает богатых». Этот штамп возник примерно в XIX веке в Германии, его придумали немецкие социалисты. Итальянцы времен Возрождения тоже сказали, что Церковь является не чем иным, как заговором попов против невежественнного народа. А французские просветители утверждали, что Церковь постепенно будет отмирать, если мы добавим в жизнь побольше позитивных знаний из области физики, химии и так далее. Сегодня люди болеют теми же болезнями. Они вам скажут и то, и другое, и третье. Думаете, они это говорят потому, что читали итальянцев, французов, немцев, изучали историю? Нет. Этот антирелигиозный мусор, можно сказать, витает в воздухе (в нашей стране это еще и наследие советского времени), и люди им дышат. Бороться приходится с одними и теми же заблуждениями. Побольше знаний нужно миссионеру, побольше радости и чувства юмора. Причем надо уметь посмеяться и над собой тоже.

— Сейчас активно распространяется мнение, что общество особенно категорически не принимает Русскую Православную Церковь: пугают слухи, которые распространяются по соцсетям, пугает литургика… Такое ощущение, что эта среда просто не подготовлена, в ней какое-то общее непонимание… Может ли Церковь сделать шаг навстречу и этим людям?

— Вы имеете в виду общецерковную проблематику, поэтому я выскажу только свое личное мнение. Давайте возьмем низовой уровень, допустим, соседей по площадке. Люди умеют слушать до сих пор, и до сих пор до них можно достучаться. Кроме того, о людях можно молиться, к ним можно хорошо относиться (даже если они не разделяют твоего мнения). Как в песне: «надо только выучиться ждать, надо быть спокойным и упрямым». То есть, не нужно бить в колокола. Если вы имеете, чем поделиться, найдутся и те, кому это очень надо. Главное, чтобы сами вы были не пустые. Надо иметь реальный религиозный опыт, реальную твердую убежденность в догматах Церкви, личную любовь к Господу Иисусу Христу и спокойное доброжелательное отношение к окружающим.

Лоту в Содоме было хуже, это точно. И Ною перед потопом тоже. И нашим предкам, кстати говоря, накануне революций 1905-го и 1917 годов было тоже хуже. Тогда еще было много иллюзий относительно прогресса, цивилизации… Люди верили (не все, конечно), что Первая мировая война будет последней войной человечества. Мы полетели на аэропланах, открыли силу пара и электричества, и скоро на земле будет рай. В это верили даже очень умные люди. А теперь мы знаем, что человечество как было жестоким, так и остается, что диавол силен и проблемы только умножились. Так что у нас иллюзий меньше.

А достучаться до людей можно всегда. Пусть не до всех без исключения. Спасти абсолютно всех — гран-задача, и ею занимается лично Господь. А наша цель — поделиться радостью веры с теми, кто может ее воспринять. Но для этого, повторяю, надо иметь настоящую радость настоящей веры. Действительно верующий никуда не спрячется, настоящую веру расшифруют и узнают. Потому что в этом человеке есть то, чего нет в других.

— Очень беспокоят события на Украине, где вы родились и жили до недавнего времени. Возможно ли, по-вашему, пусть не в ближайшее время, уврачевать рану между великороссами и малороссами?

— В ближайшее, думаю, точно невозможно. Но в общем-то Церковь на Украине полнокровна, полноводна, сильна и многочисленна. И эта проблема отсутствует в сознании миллионов (я не преувеличиваю) обычных прихожан, христиан даже независимо от того, есть у них родственные связи с русскими или нет, были они когда-нибудь в России или не были. Очень многие знают, что русские и украин­цы — это одно. Проблема существует в головах людей телевизионно зависимых, манипулируемых и политически ангажированных. Людей, у которых нет мировоззрения. А современного украинца обрабатывают страшно и уже долго. Есть еще люди «гнилые». Они напичканы фаршированной фашистской пропагандой и американскими сказками. Примирение с этими заболевшими наступит еще очень нескоро при теперешнем положении дел. Но при резком изменении политической ситуации все может измениться быстро. В течение нескольких месяцев с помощью СМИ сознание обывателя меняется до неузнаваемости. За исключением каких-нибудь трех процентов ангажированных людей.

— Какое впечатление произвел на вас Нижний Новгород?

— Проезжая по городу, я увидел очень много храмов. Хотя в советское время Горький был закрытым, режимным, потому как у вас производилось много продукции военного направления. Понятно, что все построено заново либо возрождено. Исторический облик городу возвращен, и это прекрасно. Потому что без храмов Нижний — древний купеческий город, город Минина и Пожарского — вряд ли можно себе представить.

Подготовила Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.