Иисус, сын Cирахов, писал о Симоне, сыне Ионине: «Симон, сын Ионин, иерей великий, иже в животе своем строил дом и во дни своя утверди церковь». И еще: «Яко звезда утренняя посреде облаков, аки луна полна во днех своих и яко солнце, сияюще на церковь Вышняго» (Сир. 50:1, 6, 7). То же самое достойно сказать и о преподобном отце нашем Симоне, епископе Владимирском и Суздальском, втором, после блаженного Нестора, свидетеле и писателе святых житий Печерских. Ибо этот преподобный поистине устроил дом Божий; житием своим святым утвердил Церковь Христову; прославил ее назидательными повествованиями о жизни святых, как один из тех добрых пастырей, которых обещал Господь, говоря через пророка Иеремию: «Дам вам пастыри по сердцу Моему и упасут вас разумом и учением» (Иер. 3:15). И поэтому все, чем прославился Симон, сын Ионин, добрый пастырь и хранитель закона иудейского, поистине свойственно и преподобному Симону, пастырю Владимирскому и Суздальскому.
Блаженный Симон, приняв иноческий образ во святом Печерском монастыре, стал подвизаться в добродетелях, которыми украшались святые отцы печерские. Вспоминая дела и подвиги первого строителя, преподобного Феодосия, Симон и сам стал подражать ему и научился делам утверждения и укрепления Церкви и устройства ее. Размышляя о подвигах святого первоначальника Антония, этого лучезарного светоча, просветившего всех светом добрых дел своих, блаженный Симон устремлялся и сам по стопам этого великого инока и унаследовал равноангельское угождение Господу в безмолвии. От преподобных, умножившихся как звезды, Симон принял навык смиренного послушания. И посему, как истинное зерцало, изображая в себе прекрасные светила небесные — звезду, луну и солнце, — блаженный Симон и сам проявлял из себя свет звездный, лунный и солнечный. Он усердно подвизался в святом монастыре Печерском, подобном небу, и сам Симон уподоблялся своими подвигами звезде утренней; всегда подражая Пресвятой Богородице, прекрасной, как луна, и славной, как солнце. Сколько было у него сил, он усердно служил Матери Божией, пребывая постоянно в великом смирении, усердной молитве, как общей с братией, так и уединенной.
Когда святой Симон просиял подвигами своими по многим окрестным странам, так что был даже известен в странах весьма отдаленных, случилось, что в то время архиерейский престол епархии Владимирской и Суздальской не имел своей главы. «Церкви же прилично украшаться звездным венцем», — пишет святой Иоанн в своем Апокалипсисе (Апок. 12:1). В это время, по изволению Начальника пастырей Иисуса, блаженный Симон, от всего сердца возлюбивший Пречистую Матерь Божию, был призван Богом на престол епископский для управления Богом хранимыми городами — Владимиром и Суздалем. Таким образом, укрепился венец церкви этой светом звездным.
В начале XIII века (в 1206 году) он был назначен игуменом монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы во Владимире. В 1215 году Великий князь Владимирский Георгий II Всеволодович, желая избежать зависимости своего епископа от архипастыря Ростова Великого, решил основать отдельную епархию под названием Суздальской, Владимирской, Юрьевской и Тарусской. На эту вновь образованную кафедру, по желанию Великого князя, был возведен святой Симон.
Константин, брат Георгия, в 1217 году вытеснил из Владимира князя, который удалился в бедный городок Радилов; с ним сюда же прибыл Симон. Но когда Константин примирился со своим братом и возвратил ему Владимир, тогда и Симон опять вступил в свою епископию во Владимире. В 1218 году в присутствии Великого князя Георгия Симон освящал храм в Рождественском монастыре, а в 1225 году освящал соборный храм в Суздале, воздвигнутый на месте древнего разрушившегося собора. Великий князь так любил Симона, что готов был открыть епископскую кафедру в Суздале для его друга — инока Поликарпа из Киево-Печерского монастыря, которого обуревал дух честолюбия. Но святитель Симон, видя духовное состояние Поликарпа, отговорил Великого князя от его намерения, а самому Поликарпу написал глубоко назидательное послание, в котором он преподал своему другу наставления против его душевных недугов.
Блаженный Симон долгое время подвизался как ревностный пастырь, усердно и внимательно заботившийся о своей пастве; и следует заметить, что преподобный весьма успешно проходил свое служение. На архиерейском престоле он с неусыпной бодростью прилежно пас свое духовное стадо. Так он весьма заботился о сохранении и водворении между людьми мира, учил всех самим делом своим терпению. Всегда трудясь в христовом вертограде паствы своей, наставлял всех делом и словом чистоте духовной, поучал всех непрестанной молитве к Богу, всегда благодарил его, даже среди скорбей своих, и к тому же призывал и паству свою. Он укоренял милосердие и любовь к ближнему, а также постоянную мысль о Боге. В то же время святой не оставлял и трудов своих иноческих, всегда представляя в мысли своей труды и подвиги честных подвижников печерских и радуясь душой своей о том, что Господь сподобил его в этой честной обители принять иноческий образ и быть как бы сожителем этих святых.
Сей блаженный Симон настолько изучил подвижническую жизнь святых угодников печерских, что как бы написал ее на скрижалях сердца своего; поэтому он восхотел, чтобы и прочим благочестивым людям была известна жизнь печерских подвижников; а для этого он решил составить письменное описание подвижнической жизни печерских иноков. Следует заметить, что в это время, по причине многочисленных войн и усобиц, было утеряно много книг, так что многие события, описанные в этих книгах, начинали приходить в забвение. Ввиду этого блаженный Симон с большим усердием разыскивал всех очевидцев того или другого чудесного события, случившегося в Печерской обители, и все полученные таким образом сведения преподобный собирал в одно целое, трудясь, как мудрая пчела. Потому-то он и просветил нас светом, так как описал чудеса преподобного Антония и преподобного Феодосия. Ко всему этому блаженный Симон присовокупил сказание о святой, небесам подобной, церкви Печерской, престол которой поистине сиял, как солнце и как луна полная.
Из сочинений блаженного Симона видно, что он имел великую любовь ко Пресвятой Богородице и к преподобным отцам — Антонию и Феодосию Печерским, так что с ними обитал духом и умом своим как бы в одной пещере, несмотря на то, что жил в своей епархии.
Симон выказывал больше всего любовь и ревность к Пресвятой Богородице и обители Ее Печерской. И во дни жизни своей он удостоился видеть великое знамение: Пресвятая Владычица Богородица явилась на небе, окруженная ликами святых угодников Божиих под видом звезд, а вблизи Богоматери Антоний и Феодосий, как солнце и луна среди всего сонма звезд небесных. Великий в добродетели своей, святитель Симон был проникнут необычайным смирением, и служил одним из лучших примеров этого рода добродетели. Будучи епископом, писал он в послании своем, дабы подражали самому Господу, сказавшему: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем».
Этот добрый пастырь потрудился довольно продолжительное время, питая духовных овец своих пищей нетленной, ведущей в жизнь, так как предлагал всем пасомым своим жития святых, подвизавшихся в обители Печерской, и в письменах, и самим делом жизни своей.
Святитель Симон был погребен во Владимирском Успенском соборе. Существовало мнение, что мощи святителя по его завещанию были перенесены в пещеры Киево-Печерской Лавры. Это мнение ошибочно, так как в Антониевых пещерах почивают мощи Симона, епископа Ростовского и Суздальского, жившего в конце XI — первой половине XII века. Он был епископом в Ростове после епископа Ефрема, и о нем известно, что погребен он был в Киево-Печерской Лавре. О погребении святителя Владимирского и Суздальского Симона в Успенском соборе свидетельствует хранившаяся там выписка из книги о поминовении усопших, погребенных в соборе. В ней говорится: «По государеву, цареву великого князя Иоанна Васильевича Всея России указу, по книгам пети панихиды… по Владимирским по пяти владыкам пети и в год по одной панихиде на их памяти». Среди имен архиереев указан и епископ Симон. В той же рукописи сказано: «служить панихиды всем собором, туго, где кто лежит». Таким образом, во времена Иоанна Грозного не сомневались, что святитель Симон погребен в Успенском соборе. О нахождении мощей святителя Симона в Успенском соборе свидетельствует также следующий факт. В 1882–1884 годах во время реставрации собора было произведено восстановление надгробной плиты на гробнице святителя Симона. Во время этих работ через отверстие в плите были видны святые останки святителя Симона. Об этом рассказал очевидец протоиерей Александр Виноградов в «Истории Успенского Владимирского собора», изданной в 1891 году.
В летописи святой Симон назван «учительным и милостивым», ему принадлежат многочисленные труды. Поучительное послание святителя к Поликарпу, монаху Киево-Печерской обители, положило начало Киево-Печерскому патерику. В нем епископ Симон в живых назидательных примерах из жизни киево-печерских подвижников указывает высокие образцы христианских добродетелей: смирения, терпения, безропотного перенесения бедствий и тому подобное, а в заключении указывает Поликарпу высокое значение Киево-Печерской Лавры, в которой он, епископ богатой епархии, желал бы быть последним послушником. Святитель описал чудеса преподобного Антония Печерского и составил жития многих печерских угодников. Святитель Симон — автор «Сказания о святой чудотворной церкви Печерской Киевской, како создася, украсися и освятися». Все эти труды святого Симона были занесены преподобным Нестором в первую часть Киево-Печерского патерика. А во вторую часть вошли послания к Поликарпу, в которых святитель предложил сведения о жизни многих подвижников печерских, сиявших как звезды подвигами своими. Перу святителя Симона принадлежит вся третья часть Печерского патерика.
Память св. Симона 23 мая