Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Стоит ли исповедовать «забытые» грехи?
15:48, 13 декабря 2013

Стоит ли исповедовать «забытые» грехи?

Церкви с самого начала Самим Христом дарована власть прощения грехов, о чем свидетельствуют древние писатели и святые отцы. Вместе с тем со временем практика исповеди претерпевала значительные изменения касательно того, как, кому и сколько раз исповедовать свои грехи. К примеру, в книге «Пастырь Ерма», датируемой II веком, говорилось о возможности покаяния после крещения только один раз в жизни. Как современному христианину подходить к подготовке и участию в этом таинстве? Какие грехи считаются смертными? Непременно ли нужно каяться в них перед священником?

На эти и другие вопросы, поступившие на православный телефон доверия, отвечает клирик храма в честь Смоленской иконы Божией Матери иерей Сергий Сержантов.

Согласно заповедям храм следует посещать каждую неделю, а вот как часто нужно исповедоваться — прямых указаний нет. Может, достаточно в вечернем правиле исповедовать повседневные грехи, а к исповеди приступать только в случае грехов тяжких?

— Господь сотворил человека свободным от греха и вложил в его бессмертную душу возможность выбора между добровольным послушанием воле Божией в виде следования голосу совести и исполнением Господних заповедей с одной стороны, а с другой — желанием жить по правилам и моде современного мира, лежащего во зле.

Если человек душой тянется к Богу и свою любовь к Нему выражает в еженедельном посещении воскресных богослужений, в ежедневном чтении утреннего и вечернего молитвенного правила, со временем он начинает чувствовать обличение совести в основных и наиболее тяжелых грехах (блуд, измена, воровство и прочие). Читая душеполезную литературу, такую как жития и наставления преподобных Оптинских старцев, «Моя жизнь во Христе» святого праведного Иоанна Кронштадтского, «Душеполезные поучения» аввы Дорофея и других подвижников благочестия, человек постепенно обнаруживает в своей душе более тонкие, но многие и часто повторяемые грехи и прегрешения: гордость, тщеславие, обидчивость, гневливость, раздражительность, скупость, жадность, сребролюбие, зависть, ложь, немилосердие, редкое посещение храма, оставление постов, рассеянная молитва и многое иное.

Так, с течением времени, приобщившийся к вере начинает ощущать потребность в исповедании и чувствует, что любой грех оставляет рану на душе, исцелить которую способна лишь благодать Божия. Своевременные исповедь и причащение увеличивают меру раскаяния человека, его стремление исправиться. К кающемуся приходит осознание своей немощи, слабости в борьбе со страстями и бессилия. Только тогда можно понять слова Господа, что без Его воли и помощи мы не можем ничего.

Такой христианин недалек от спасения своей души, то есть от Царства Небесного. Он научается видению своих грехов и обретает опыт борьбы с греховными мыслями, желаниями, стремлениями через сердечную частую молитву. Обычно прибегают к краткой Иисусовой молитве:
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного», читают и «Богородице Дево, радуйся…». Важно помнить предупреждение многих святых о чистосердечном покаянии: если человек сознательно скрывает что-то на исповеди, то Господь не отпускает ему ни один грех. Покаяние с надлежащей подготовкой ко Святому Причащению должно быть не реже трех-четырех раз в год, а желательно и один-два раза в месяц.

Перед исповедью священник сказал, что сначала следует называть смертные грехи, а потом уже легкие, повседневные. А какие грехи относятся к смертным?

— Разделение грехов на смертные и несмертные — лишь условность. На самом деле любой грех смертный, любой грех — это начало погибели, так как тяжкий грех убивает душу человека в том смысле, что она становится неспособной к Богообщению до тех пор, пока не покается и не оставит этот грех. Другими словами, если человека застигнет смерть при таком имеющемся неисповеданном грехе, то он лишается надежды на спасение.

К этим грехам относятся убийство, блуд, всякая бесчеловечная жестокость, богохульство, ересь, оккультизм, магия. Как правило, в духовной литературе смертными называются восемь грехов, или страстей, — как бы восемь групп, на которые все они подразделяются. Авва Дорофей указывает, что причина грехов и их источник состоят в трех страстях: это себялюбие, сластолюбие и сребролюбие.

Я поругалась со свекровью из-за ерунды, но потом сожалела о своей несдержанности и просила у нее прощения. Достаточно ли искреннего раскаяния в душе или все равно нужно исповедать этот грех перед священником?

— Нет, недостаточно. Действительно, в дневниковых записях святого праведного Иоанна Кронштадтского можно прочесть о том, что Господь по милосердию и человеколюбию искренне раскаивающемуся может тотчас дать мир душевный, спокойствие и радостную, облегченную молитву сердцу. Но все же это не заменит участия в самом таинстве Покаяния, так как Сам же Господь Иисус Христос власть отпускать или не отпускать грехи дал апостолам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф 18: 18). Апостолы, распространяя веру Христову, передавали этот дар, ставя по местам епископов, а те в свою очередь рукополагая достойных христиан в священнический сан. Таким образом, искоренение греха происходит в два этапа: сначала кипит внутренняя работа в душе, человек замечает грех в себе, ощущает острую необходимость очищения, ненавидит свой грех, в молитве исповедует его Богу. Уже здесь, как сказано выше, Бог может подать благодатное ощущение. А второй этап — человек приходит к священнику и изглаживает грех с совести в таинстве Покаяния.

Во время исповеди неожиданно всплыл в памяти грех, совершенный когда-то в молодости, но мне стало так стыдно, что я не решилась рассказать о нем священнику. Можно не упоминать об этом грехе на следующей исповеди, поскольку он был давно забыт и, наверное, простился в таинстве Соборования?

— В таинстве Соборования прощаются забытые грехи, а раз этот вспомнился и вы потеряли покой — обязательно нужно изгладить его покаянием. Нужно понять тот факт, что священник на исповеди является как бы духовным врачом. Если мы не стыдимся идти к врачам, лечащим телесные или психические недуги, то тем более стоит отложить ложный стыд, исповедуя свои грехи втайне от всех и только лишь служителю Божию. Стыдиться нужно при совершении греха, а не при его исповедании. Иерей является лишь свидетелем примирения человека с Богом, и, как такой же человек, радуется нашему исправлению и вместе с нами молится о прощении нас.

Подготовила Людмила Крапивина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.