Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Священник Максим Антоненко: «Таинство Крещения – центр литургической жизни»
18:47, 9 марта 2007

Священник Максим Антоненко: «Таинство Крещения – центр литургической жизни»

В Нижегородской Духовной Семинарии прошел научно-практический семинар Синодальной богословской комиссии. О его итогах мы беседуем с преподавателем Нижегородской Духовной Семинарии священником Максимом Антоненко.

– Отец Максим, с какой целью был организован такой семинар?

– Раз в два года, начиная с 2000-го, Синодальная богословская комиссия проводит богословские конференции международного масштаба, приглашая на них ведущих и наиболее авторитетных европейских и американских богословов, представителей разных Поместных Церквей. Темы этих конференций самые разные. В ноябре 2007 года состоится конференция, посвященная православной сакраментологии, то есть учению о Таинствах.

Прошлые конференции были весьма успешными и, по словам митрополита Филарета, вызвали огромный резонанс и интерес у иностранных гостей, которые считают их беспрецедентным и уникальным событием в жизни Православной Церкви. Такие масштабные и регулярные конференции не проводит ни одна Поместная Церковь, только наша, Русская.

Учитывая значимость этого мероприятия, комиссия пришла к ясному осознанию того, что эти конференции должны касаться не только ограниченного круга богословов, но быть выражением реальной церковной жизни. Чтобы на этих конференциях звучало соборное мнение той или иной поместной Церкви, чтобы не было расхождений в позициях столичных богословов, церковного «истеблишмента» и представителей провинции.

То есть цель семинара – как можно шире учесть мнения, взгляды, процессы за пределами столиц. В этом году впервые подготовка к такой конференции проводится в форме выездных семинаров в различных семинариях и академиях, Свято-Тихоновском университете, каждая духовная школа проведет семинар по одному из таинств. У нас обсуждалась тема крещения и миропомазания.

– Выбор комиссией Нижегородской семинарии чем-то обусловлен?

– После того как семинарию возглавил владыка Георгий, у нас начали издаваться «Труды НДС» с работами преподавателей и студентов, имеющие широкий резонанс, студенческий журнал «Дамаскин», наши преподаватели стали участвовать в научных конференциях, в том числе международных.

Мне приходилось слышать восторженные отзывы о наших публикациях. Владыка Ювеналий часто ставит в пример нашу семинарию некоторым московским семинариям. Так что выбор высшего церковного руководства не был случайным, тем более что Нижний Новгород – столица Поволжья.

– Проявился ли как-то духовно-интеллектуальный разрыв между столицей и провинцией среди участников состоявшегося семинара?

– Конечно, разница между нами ощущается, и достаточно существенная. И прежде всего в объеме знаний. Но вы должны понимать, что прибывшая из Москвы экспертная группа – это очень авторитетные богословы, преподаватели, профессора, кандидаты богословия, это лучшие специалисты нашей Церкви.

Их уровень эрудиции, степень погружения в проблематику на несколько порядков выше, чем наши. С этим невозможно спорить, никто не собирался с ними состязаться. Важно, чтобы они на месте услышали и увидели, что из себя представляют духовные школы Поволжья, в частности Нижнего Новгорода. Чтобы они учли наши мнения, наше видение проблем, связанных с Таинствами Крещения и Миропомазания, чтобы посмотрели на всем известные проблемы, может быть, с какой-то новой точки зрения, из глубин, свежо и неординарно, из опыта непосредственного столкновения с церковной жизнью.

Один из членов экспертной группы, секретарь комиссии священник Владимир Шмалий сказал, чтобы мы не воспринимали дискуссию по нашим докладам как обвинение в неосведомленности. Дискуссия – это прежде всего свидетельство того, что наши доклады содержательны, интересны, затрагивают проблемные вопросы, на которые не так просто найти ответы. Именно это и было важно для экспертов-богословов – наша постановка вопросов и проблем. Цель семинара – наиболее полно охватить проблемное поле, связанное с Таинствами Крещения и Миропомазания, – мы достигли сполна.

– И каково это проблемное поле?

– Были рассмотрены библейские, патрологические, догматическо-богословские, церковно-практические аспекты этих таинств, подготовка к ним, вопросы толкования и обоснования таинств, связь их с нашими основными догматами – о Троице, Искуплении, о Христе, о Духе Святом, о Церкви.

Была озвучена очень важная на сегодняшний день в нашей Церкви проблема – предкрещальной катехизации как непременного условия крещения. Эта тема оказалась единственной, вызвавшей бурную дискуссию на четвертой сессии нашего семинара. Участникам семинара было важно осознать, что катехизация – это не передача формальных знаний от одного человека другому, а передача живого опыта христианской жизни, это просвещение в подлинном смысле слова, по словам Христа: «Вы свет миру», это духовное делание, которое предполагает большую меру ответственности со стороны катехизатора.

Владыка Георгий хорошо сказал о том, что знание само по себе никого не спасает и в Церкви человека не удерживает. До революции люди знали десять заповедей, библейскую историю, а потом рушили храмы. Мы должны человеку, готовящемуся ко крещению, открывать христианство как путь жизни во Христе, а не как абстрактную систему ценностей. Были также озвучены конкретные пастырские проблемы, вопросы научения человека христианской вере после крещения, статуса восприемников, крещения младенцев и взрослых. Мы подняли также очень важный вопрос о крещальной литургии.

– А что это такое?

– В своем докладе «Проблема предкрещальной катехизации» я попытался высказать одну достаточно простую мысль: кризис и упадок этой катехизации в нашей Церкви обусловлен не только причинами внешнего свойства, административно-организационного порядка, малым количеством священнослужителей или недостаточностью их знаний и желания работать с паствой.

Мы не готовим людей к Таинству Крещения, потому что не понимаем смысла, значимости и величия самого Таинства. Вот мы знаем, что причащение очень важно, поэтому готовим к нему людей, говорим о необходимых условиях. А крещение ушло на периферию нашей церковной жизни: мы покрестились однажды и как бы забыли об этом, прихожане не участвуют в Таинстве, его нет в нашей общеприходской практике.

Мы, священники, не воспринимаем Крещение как центральное Таинство Церкви, относимся к его подготовке спустя рукава, с ленцой. Покрестим человека, и не важно, что будет. Господь привел, Господь и вразумит. Одним из путей решения этой проблемы я считаю совершение крещальной литургии, которая позволит нам вернуть Таинство Крещения в центр литургической и духовной жизни Церкви.

Этот чин разработан несколько лет назад специалистами Свято-Тихоновского университета, имеет патриаршее благословение. Он позволяет крестить взрослых в воскресные дни именно на крещальной литургии, чтобы люди понимали, что это не частная семейная треба, а важная реальность соборной жизни Церкви, к которой нужно готовить себя.

– Какой была реакция участников семинара на постановку этой проблемы?

– Очень бурной и положительной. Диакон Михаил Желтов, занимающийся литургическим богословием, подтвердил, что этот чин существует и много лет совершается в церкви при Свято-Тихоновском университете и длится столько же времени, сколько обычный.

Отец Леонид Грилихес, завкафедрой библеистики МДА, также совершает у себя в храме крещальную литургию, очень праздничную, по его словам, и органично вплетающуюся в приходскую жизнь. Наш владыка Георгий также чрезвычайно заинтересовался этим чином и высказал пожелание, чтобы крещальная литургия совершалась в Нижнем Новгороде и чтобы была организована широкомасштабная катехизация перед крещением.

Сейчас мы, преподаватели семинарии, пытаемся реализовать пожелание Владыки на практике: решаем, в одном храме будет проходить катехизация или в нескольких, определяем объемы, содержание катехизации, кто это будет делать. Мы надеемся, что совсем не за горами то время, когда в Нижнем нашим архиереем будет торжественно отслужена крещальная литургия для взрослых людей, прошедших перед этим оглашение.

– Крещальная литургия будет совершаться в заранее назначенный день в конкретном храме?

– Да. Это обычная литургия, в которую интегрирован чин крещения. Хотя сейчас преждевременно говорить, как это будет, ведь в нашей церковной жизни это большая новация. Вероятно, по благословению Владыки она будет совершаться в определенные дни в определенных храмах. Причем это не создаст никаких проблем: по статистике, в Нижнем Новгороде в месяц принимают крещение 40 – 50 взрослых людей.

– Каковы отличия в чинопоследовании крещальной литургии от обычной?

– Вместо антифонов в начале литургии совершается чин крещения и миропомазания. Читаются крещальные Апостол и Евангелие, и дальше литургия идет обычным чином. То есть крещение будет совершаться на литургии оглашенных – после возгласа «Благословенно Царство» и до Малого входа включительно.

Беседовала Светлана Высоцкая

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.