Главная > Без рубрики > Святая Елена и брат ее Михаил
«Ведомости Нижегородской митрополии» 13 (169) 15:25, 10 июля 2019

Святая Елена и брат ее Михаил

Вокруг церкви — поля да поля. Ардатовский район — земледельческий, лесов немного, и храм Всемилостивейшего Спаса виден за несколько километров. С ним и с селом под названием Нуча связаны судьбы Михаила и Елены Мантуровых — духовных чад преподобного Серафима Саровского и помощников его в устройстве Дивеев­ской обители. 24 июня в Нуче открылся музей, посвященный преподобной Елене Дивеевской и брату ее Михаилу Васильевичу.

Музей создан ста­раниями сестер Свято-Троицкого Се­рафимо-Дивеевского монастыря, которому столько сил отдали Мантуровы, можно сказать, жизни свои. В 1990‑х годах некогда многолюдное село стало потихоньку пустеть, и обитель взяла его под крыло — здесь появился скит. Год назад судьба Нучи снова изменилась. Скит передали Свято-Успенскому мужскому монастырю Флорищевой пустыни.

И вот здесь открылся музей. В этот день в бывшее имение Мантуровых приехали митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий и епископ Выксунский и Павловский Варнава, благочинный Ардатовского округа Выксунской епархии протоиерей Евгений Утенков и настоятельница Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова) с сестрами обители. Встречал гостей настоятель здешнего подворья Флорищевой пустыни иеромонах Николай (Чеботарев). Владыка Георгий освятил музей, после чего монахиня Артемия (Королькова), старшая в Дивеевской обители по музейному послушанию, провела для гостей экскурсию.

Экспозиция рассказывает о жизни и духовном подвиге Елены и Михаила Мантуровых, об истории села Нуча и местного храма в честь Всемилостивейшего Спаса. В музее можно увидеть и святыни: гвозди от гроба Елены Васильевы — преподобной Елены Дивеевской, части ее четок и кожаной обу­ви, найденные при обретении мощей.

«Для нас будет лишь вечная радость!»

Брат и сестра Мантуровы происходили из старинного дворянского рода, часть имения в большом селе Нуча досталась им по наследству. В 17 лет Елена, стремившая­ся к светской жизни, чудным образом была обращена к жизни духовной. Ей привиделся страшный змей, собиравшийся поглотить ее. Она взмолилась: «Царица Небесная, спаси! Даю Тебе клятву — никогда не выходить замуж и уйти в монастырь!» Змей исчез, а Елена Васильевна изменилась, стала читать духовные книги, много молиться. Она жаждала выполнить свое обещание и вскоре поехала в Саров к преподобному Серафиму просить благословения на поступление в монастырь. Но только через три года батюшка благословил поступить в Дивеевскую Казанскую общину.

Необыкновенно добрая от природы, преподобная Елена много помогала сестрам. По заповеди, данной ей духовным отцом, она больше молчала и постоянно молилась. Со времени освящения храмов, пристроенных к Казанской церкви (Рождества Христова и Рождества Богородицы), преподобный Серафим назначил Елену Васильевну церковницей и ризничей. Для этого она была пострижена в рясофор. Так прожила она в обители до 27 лет.

Когда ее брат Михаил тяжело заболел и старец сказал Елене: «Умереть надо ему, матушка, а он мне еще нужен для обители-то нашей. Так вот и послушание тебе: умри ты за Михаила-то Васильевича!», она смиренно ответила: «Благословите, батюшка». После этого преподобный Серафим долго беседовал с ней. «Батюшка, я боюсь смерти», — призналась Елена Васильевна. «Что нам с тобой бояться смерти, радость моя! Для нас с тобой будет лишь вечная радость». Как только она шагнула за порог его кельи, сразу упала. Преподобный Серафим привел ее в чувство, но, вернувшись домой, она слегла в постель. Через несколько дней мирно скончалась, это было 28 мая 1832 года.

В сороковой день по ее кончине старец Серафим предсказал, что «со временем ее мощи будут почивать открыто в обители». На могиле Елены Васильевны не раз происходили чудеса и исцеления. 26 сентября 2000 года были обретены нетленные мощи преподобной Елены Дивеев­ской. Согласно пророчеству преподобного Серафима, они были торжественно помещены в храм Рождества Богородицы. 22 декабря 2000 года состоялось ее прославление как местно­чтимой святой Нижегородской епархии. Дни памяти — 28 мая (10 июня по новому стилю) и 8 (21 по новому стилю) июля — в день празд­нования Собора святых жен Дивеевских.

Подвиг добро­вольной нищеты

Михаил Васильевич Мантуров, исцеленный преподобным Серафимом от тяжкой болезни, по благословению старца продал свое имение, отпустил на свободу крепостных и на вырученные средства пристроил к паперти дивеевского Казанского храма две церкви: во имя Рождества Христова и Рождества Богородицы. Еще купил 15 десятин земли в селе Дивееве, на месте, указанном ему батюшкой, со строжайшей заповедью: хранить эту землю, никогда не продавать, никому не отдавать ее и завещать после смерти Серафимовой обители. На этой земле Михаил Васильевич поселился с женой и жил, претерпевая нужду. Сейчас здесь стоит Троицкий собор, где почивают мощи преподобного Серафима.

Батюшка любил Мантурова, называл его не иначе как Мишенька и все, касающееся устройства обители, поручал только ему. После кончины препо­добного в Дивеево насильственно вторгся некий Иван Тихонов. Сознавая, какой авторитет имеет Михаил Васильевич для Серафимовой Мельнично-девичес­кой общинки, он понял, что в задуманных им честолюбивых планах Мантуров всегда будет главной помехой, и, не задумываясь, решился либо удалить его, отстранив от общины, либо совсем погубить.

Михаил Васильевич молча и терпеливо переносил возводимые на него клеветы. Он безбоязненно, с энергией мешал «чуждопосетителю» Ивану Тихонову во всех его посягательствах на уничтожение заповеданного Дивееву святым старцем.

«Когда дела обители пришли в полный упадок, — сказано в «Летописи Се­ра­фи­мо-Ди­ве­ев­ско­го монастыря», — Ми­хаил Васильевич Мантуров совершенно пал духом и как бы внутренне упрекал батюшку Серафима, что он допускает это дерзкое и пагубное самоволие». За несколько дней до его кончины Михаилу Васильевичу явился преподобный Серафим и ободрил его. Мантуров умер 60 лет от роду и был похоронен 9 июля 1858 года с левой стороны Рождест­венского храма.

В период гонений на Церковь могилы Мантуровых в Дивееве были в забвении, их обнаружили лишь в постсоветское время.

В день открытия музей был передан от Нижегородской епархии — Выксунской. Теперь сюда будут приезжать паломники, прихожане местного храма (в основном жители окрестных деревень), конечно, тоже не оставят его своим вниманием, возможно (и очень желательно), что посетителями станут и школьники из близлежащих населенных пунктов и разных уголков Нижегородской области.

Надежда Муравьева
Фото Алексея Козориза

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.