Главная > Статьи > Святая — святым
«Ведомости Нижегородской митрополии» 5 (113) 16:31, 9 марта 2017

Святая — святым

Таинство Евхаристии или Причащения занимает особое место среди церковных таинств. Оно совершается на самой главной церковной службе — за Божественной литургией. В предыдущих номерах мы обращались к подготовительным частям этого богослужения. Наш сегодняшний рассказ о самом важном моменте — совершении самого таинства во время Евхаристического канона.

Возгласы

После общенародного пения Символа веры в храме звучат слова: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносится», — нас призывают стоять благоговейно и внимательно, чтобы мирно принести святую жертву, достойно предстоять в храме при совершении таинства Причащения. Поющие от лица всех верующих отвечают: «Милость мира, жертву хваления» — мы приносим Богу жертву, хваля и прославляя Его, а в отношении к ближним — милость как плод мира с ними.

Перед совершением таинства Причащения священник готовит верующих краткими возгласами. Он обращается к народу: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами». Этим апостольским приветствием он испрашивает от каждого лица Пресвятой Троицы особенного дара для каждого верующего: от Бога Отца — любви, поскольку по любви Он послал на землю Своего Единородного Сына; от Сына Божия — благодати, или Божественной силы, потому что Его заслугами она дана верующим в Него; от Духа Святаго — причастия, или «общения», без которого невозможно усвоение спасительных заслуг Христовых. В ответ хор желает того же и священнику: «И со духом твоим» — пусть будут эти дары и с твоею душою!

Затем служащий призывает: «Горе имеем сердца» — устремим сердца свои к Богу! Поющие от лица верующих отвечают согласием: «Имамы ко Господу» — да, мы имеем сердца, устремленные к Нему.

Далее звучат слова: «Благодарим Господа!» В ответ на это призывание хор поет: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней». Что означают эти слова? Мы благодарим Бога за все Его благодеяния, а священник в это время читает тайную, не слышную для верующих молитву, представляя непрерывное славословие ангелов, окружающих Престол Божий, и в конце ее громко возглашает: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще».

В этих словах можно усмотреть указание на четырех тайнозрителей Божественной славы: орла, тельца, льва и человека, под образом которых пророк Иезекииль в Ветхом Завете и апостол Иоанн Богослов — в Новом увидели ангелов, окружающих Престол Божий. Под поющим понимается орел, под вопиющим — телец, под взывающим — лев, а под глаголющим — человек. Хор поет ангельскую песнь: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! (то есть Владыка сил, или небесных воинств), исполнь (исполнены) небо и земля славы Твоея!», добавляя к этому хвалебную песнь отроков, приветствовавших Иисуса Христа при Его торжественном входе в Иерусалим: «Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних!» Само слово «осанна» означает спасение, здесь же уточняется, какое спасение имеется в виду и о котором мы молим Спасителя: «Осанна в вышних» означает «Даруй нам спасение в Царствии Небесном».

Священная реальность

После серии возгласов совершается самое важное действие на Божественной литургии — освящение Святых Даров. К этому моменту нас подводили действия и молитвословия как самой литургии, так и всего суточного богослужебного круга. Все они носили в целом символический характер, теперь нам предстоит погружение в сакральную — не символическую — реальность.

Вспоминая Тайную вечерю и установление на ней таинства Евхаристии, священник произносит слова Самого Иисуса Христа: «Приимите, ядите: сие есть тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов» —  и затем: «Пийте от нея вси: сия есть кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». После этого в тайной молитве священник вспоминает о заповеди Спасителя совершать таинство Причащения, о Его крестных страданиях, смерти, воскресении и вознесении на небо. Все верующие в это время также должны вспоминать Тайную вечерю Христову и мысленно проникаться верой в Пречистое Тело и Честную Кровь Господа нашего Иисуса Христа.

Священник или диакон правой рукой крестообразно берет дискос, а левой —Чашу и, поднимая их вверх, возглашает: «Твоя от Твоих, Тебе приносяще о всех и за вся!» В этой краткой фразе заложен следующий смысл: «Твои дары, Господи, Тобою же нам данные, Тебе и приносим в благодарность и умилостивление за все во исполнение Твоей заповеди и по причине Твоих спасительных страданий за всех нас». На клиросе протяжно поют: «Тебе (то есть Тебя) поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимтися (молимся Тебе), Боже наш!»

В это время в алтаре совершается призывание Святого Духа на предложенные Дары и само освящение их. Священник, поднимая руки, трижды молится о том, чтобы Господь ниспослал Святого Духа на него самого как совершителя таинства, на всех находящихся в храме и на предложенные Дары. Затем произносятся молитвенные слова к Богу Отцу: «И сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего, аминь, а еже в чаши сей — честную Кровь Христа Твоего, аминь, преложив Духом Твоим Святым. Аминь, аминь, аминь» — и три раза благословляет Святые Дары. В это самое время силой и действием Святого Духа хлеб пресуществляется в истинное Тело Христово, а вино — в истинную Кровь Христову. А в храме звучат слова: «Молимтися, Боже наш!» — верующие призываются к особенному молению. Узнать об освящении Даров дается возможность всем людям: звучит особый колокольный звон, который называется благовест к «Достойно», чтобы все в это время вознесли ум и сердце к Богу, осенив себя крестным знамением.

После освящения Даров они приносятся Богу в жертву с молитвой за всю Христову Церковь. Сам Иисус Христос окончил Тайную вечерю молитвой к Богу Отцу о всех верующих в Него. Так и Церковь по освящении Даров совершает молитвенное поминание живых и усопших. Эти молитвы имеют особое значение, потому что Тело и Кровь Христовы в это время приносятся Богу как истинная жертва за всю вселенную: благодарственная жертва — за уже прославленных Богом святых, умилостивительная жертва — за умерших с верой, но еще не достигших полного блаженства, очистительная жертва — за живущих ныне христиан.

Алексей Дьяконов, кандидат богословия, преподаватель НДС

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.