Главная > Статьи > Святое — святым
«Ведомости Нижегородской митрополии» 3 (111) 15:47, 9 февраля 2017

Святое — святым

001-10-13-03-111Каждый православный христианин регулярно принимает участие в таинствах Церкви: Исповеди, Соборовании и, конечно, Причастии или Евхаристии, которая совершается за Божественной литургией. В предыдущих номерах мы уже обращались к теме литургии, рассказали о часах, проскомидии и литургии оглашенных. Сегодня мы поговорим о главной и основной части этого богослужения — литургии верных и прежде всего о приготовлении христианина к Евхаристическому канону.

В древности при совершении «литургии верных» присутствовать разрешалось только крещеным, то есть верным. В этой части литургии символически изображаются Тайная вечеря Господа, Его страдания и смерть, воскресение из мертвых, вознесение на небо и второе пришествие на землю.

Начинается «литургия верных» двумя малыми ектеньями, которые завершаются возгласом «Премудрость!», напоминающим о важности наступающего священнодействия. В алтаре в это время священник раскрывает антиминс — шелковый плат с частицей святых мощей. На него должны быть поставлены Святые Дары по перенесении их с жертвенника на престол. Священник про себя молится, чтобы Господь сотворил его достойным приносить мольбы и бескровные жертвы, а верующим — даровал бы неосужденно причаститься Святых Христовых Таин.

Великий вход

Царские врата открываются, и лик, то есть хор, поет Херувимскую песнь, в середине пения которой совершается так называемый Великий вход. Это не просто хождение священнослужителей по храму, а важное священнодействие, во время которого Святые Дары переносятся с жертвенника на престол. Священник со Святым Потиром, то есть Чашей, и диакон с дискосом выходят на амвон. При словах священника: «Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог…» нужно вполголоса сказать: «И священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков».

Затем священник и диакон входят царскими вратами в алтарь. Священник ставит Чашу и дискос на развернутый на престоле антиминс и покрывает священные сосуды одним большим покровом-воздухом. Царские врата закрываются и завешиваются завесой, которая называется катапетасма.

В этот момент молящиеся должны преклонить головы, моля Господа Бога о том, чтобы Он помянул и их в Своем Царствии. Это делается в подражание благоразумному разбойнику, который, видя страдания Иисуса Христа и сознавая свои грехи перед Богом, с раскаянием сказал: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствие Твое».

Великий вход символизирует шествие Иисуса Христа на вольные страдания в Иерусалим, когда народ громко восклицал: «Осанна Сыну Давидову!» и устилал пред Ним путь своими одеждами, финиковыми и пальмовыми ветвями, а также сами Его страдания, смерть и погребение. На это значение Великого входа особенно ясно указывают слова священной песни, которая звучит вместо Херувимской в Великую субботу: «Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися», то есть идет на заклание.

В Великий четверг на литургии Василия Великого вместо Херувимской песни поется следующая песнь: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя, помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

В Великую субботу вместо Херувимской поется: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет. Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же сему лицы Ангельстии со всяким началом и властью, многоочистии херувимы и шестокрылые серафимы, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуия».

Молитва за верующих

После Великого входа следует приготовление верующих к достойному присутствию при освящении приготовленных Святых Даров. С этой целью сначала произносится ектенья о предложенных Дарах и потом — просительная ектенья о предстоящих в храме. Церковь просит, чтобы Господь очистил их грехи, помог настоящий день и всю жизнь провести в мире и без греха, под покровом Ангела Хранителя, и сподобил их христианской кончины и доброго ответа на Страшном суде.

Затем священник молит Бога, чтобы Он принял молитву верующих «щедротами (ради заслуг) Единородного Сына Своего», а диакон призывает всех верующих к соединению в братской любви словами: «Возлюбим друг друга да единомыслием исповемы». То есть, чтобы мы, проникнувшись одними мыслями о Боге, могли исповедовать Его или выразить свою веру в Него. Хор дополняет, кого именно внушается нам исповедовать: «Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную».

Звучат слова диакона: «Двери, двери. Премудростию вонмем!» В это время завеса отодвигается от царских врат, и все собравшиеся в храме поют Символ веры: верующие и должны произносить исповедание веры как бы пред лицом Самого Бога, и только под условием истинной веры им открыт доступ к престолу благодати.

Слова «Двери, двери!» в первые времена христианства относились к преддверникам, чтобы они в это время закрывали двери храма. Никто из оглашенных, кающихся или неверных не должен был войти в храм в это время. В наши дни эти слова относятся ко всем верующим и напоминают им, чтобы, готовясь к великому таинству, они затворили двери своего сердца: зрение, слух и другие чувства — и ни одна греховная мысль не вошла в это время в человека, а ум был бы занят только исповеданием веры, которое произносится или поется.

Приготовление к таинству

Символ веры поется перед совершением таинства Евхаристии для того, чтобы христиане могли засвидетельствовать перед Богом и Церковью чистоту и единство своей веры. Ведь без истинной веры никто не может ни приступить к таинству, ни присутствовать при его совершении. Поэтому слова «Премудрость, вонмем!» должны побуждать верующих быть особенно внимательными к содержанию Символа веры.

Священник берет воздух, которым покрыты Святые Дары, и, читая Символ веры, колеблет его над Ними, то есть поднимает и опускает. Зачем это делается? В память землетрясения, бывшего при воскресении Иисуса Христа, в знак наступающего сошествия Святого Духа на предложенные Дары и подобно тому, как сошествию Святого Духа на апостолов предшествовало бурное дыхание ветра.

С этой минуты верующие не должны выходить из храма до окончания литургии, а также не позднее этого времени должны приходить в храм. Насколько предосудительно нарушать это требование, говорит нам 9-е апостольское правило: «Всех верных, входящих в церковь… и не пребывающих на молитве до конца, как бесчиние в церкви производящих, подобает отлучать от общения церковного».

Алексей Дьяконов, кандидат богословия, преподаватель НДС

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.