Главная > Интервью > Учить ли ребенка своей вере?
«Ведомости Нижегородской митрополии» 14 (26) 17:29, 31 июля 2013

Учить ли ребенка своей вере?

В духовной жизни мелочей не бывает. Порой какой-либо вопрос, который поначалу может показаться малозначащим, надолго лишает душевного покоя. Со всеми такими вопросами нужно обращаться к священнику. И здесь, к счастью, существует множество форм внебогослужебного общения. Одна из них — телефон доверия. Мы подобрали ряд интересных вопросов, поступивших на нижегородский православный телефон доверия, и на них ответил главный редактор СМИ Нижегородской митрополии священник Василий Спирин.

Почему в синодальном переводе Вет хо го Завета остался непереведенным такой эпитет Бога, как Саваоф? Ведь, согласно словарям, он не является именем собственным, как Иисус Христос, Адам, Моисей, Давид. У него есть значения: «Господь воинств Ангельских», «Господь сил», и всем понятно, что речь идет о всемогуществе Владыки всех сил неба и земли. А так — дошел человек в чтении до этого слова, не понял его, перешагнул и пошел дальше…

— Во-первых, у каждого библейского имени есть свой буквальный смысл, который можно перевести с еврейского на русский язык. Во-вторых, слово «Саваоф» как «Господь воинств»— это не просто эпитет. В Древнем Израиле при запрете на употребление имени Божиего всуе эпитеты Бога стали Его косвенными именами, которые уместнее не переводить, а использовать как собственные имена. Кроме того, это особенность не только русского синодального перевода. Главный перевод Вет хо го Завета на греческий язык — Септуагинта — тоже сохраняет имя «Саваоф» без перевода. За ним следуют и все остальные переводы на национальные языки. Синодальный текст Ветхого Завета переведен с еврейского, но по образцу Септуагинты он сохраняет имена Бога без перевода.

Моя супруга ждет ребенка, но она против того, чтобы крестить его в младенчестве, объясняя это тем, что человек должен сначала вырасти, а потом сам выбрать религию. Возможно ли после Крещения, по достижении зрелости, ребенку изменить вероисповедание, если он сочтет нужным?

— Практика крещения детей основана в том числе на словах Христа: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф 19: 14). Родители имеют полное право воспитывать ребенка в своей религиозной традиции, а не ждать, когда он сам выберет. Не учить ребенка своей вере то же самое, что не обучать языку — пусть вырастет и сам выберет, на каком языке ему говорить. Что же касается смены вероисповедания, надо так воспитать своего ребенка, чтобы он полюбил Православную Церковь и православную традицию. А для этого сами родители должны любить ее и жить ею.

Может ли дедушка быть крестным отцом своего внука?

— Задача крестного — суметь воспитать крестника в православной традиции. Канонических препятствий к тому, чтобы дед был крестным своего внука, нет. Однако ограничением может быть возраст дедушки. Считаю, что если человеку 70 лет и более, ему не нужно брать на себя обязанности крестного.

Расскажите, пожалуйста, почему играть в компьютерные игры — это грех? И как лучше избавиться от этой страсти?

— Компьютерные игры, конечно, разные. Есть и учебные, и познавательные. В игре как таковой (не только компьютерной) еще нет ничего греховного. Но грехом может стать любая игра, если она затягивает человека, превращается в страсть, препятствует духовной жизни. В этом смысле компьютерные игры могут быть опасны, так как устойчивая зависимость развиваются очень быстро. Кроме того, некоторые компьютерные игры греховны уже сами по себе: например, в сюжете которых присутствуют убийства, драки, насилие.

Как правильно использовать аудиозаписи церковного пения? Это нечто сродни присутствию на богослужении или можно их слушать просто для эстетического наслаждения? Не будет ли кощунственным скачать запись Евангелия на плеер и слушать перед сном, лежа?

— Я не вижу греха в том, чтобы в течение дня, если есть такая возможность, слушать записи богослужений или церковные песнопения. Христианин должен всегда находиться в богомыслии и молитве, и такие аудиозаписи вполне могут этому способствовать.

Что касается Евангелия, Слово Божие все же лучше читать самому, и делать это осмысленно. Конечно, слушать тоже можно, особенно это касается больных, пожилых людей. Но главное — проявлять во время прослушивания внимание и благоговение, только тогда это может принести человеку духовную пользу.

Может ли православный человек молиться в церкви за католика или лютеранина? Ведь Православная Церковь, если они переходят в православие, их не перекрещивает.

— Если они переходят, над ними совершается чин присоединения к православию. Над католиком совершается таинство Покаяния (исповедь), над лютеранином — Миропомазание. После этого они становятся членами Православной Церкви. А если они упорствуют и пребывают в разрыве с Церковью Христовой, то молиться в храме за них нельзя.

Термин «воцерковление», насколько мне известно, имеет два значения: это особый обряд и процесс вхождения в церковную жизнь. Проводится ли сейчас этот обряд? В отношении второго значения: процесс воцерковления имеет начало, но не имеет конца. Почему же люди говорят про себя, что они воцерковленные, а не воцерковляющиеся, ведь нет «планки», после которой человек может считать себя совершенным?

— Обряд воцерковления в Русской Православной Церкви совершается одновременно с таинством Крещения, его никто не отменял. Что касается слова «воцерковленный», оно появилось в нашем языке совсем недавно, в последние два десятилетия. «Воцерковленный»— это не синоним слова «совершенный». Во церковленными мы называем людей, живущих церковной жизнью, то есть посещающих храм, регулярно, несколько раз в год, причащающихся, соблюдающих посты, молитвенное правило и т. д. Православные христиане, которые считают себя таковыми, но ничего не соблюдают, по этой логике называются «невоцерковленными». Здесь критерии чисто внешние, формальные, не имеющие отношения к духовному совершенству.

Если не хватает сил вычитывать перед Причастием накануне Последование к Причащению, можно ли прочитать его утром в церкви перед исповедью или во время службы после исповеди?

— Правило действительно будет мучением для вас, если вы не видите в нем молитвы, живого разговора с Богом. Никакого «вычитывания» Бог от нас не ждет, Он ждет искреннего сердца, живого общения. Если этих чувств нет, то никакое «вычитывание» не принесет вам духовной пользы. Что касается того, где читать, то до начала службы в храме вполне можно почитать правило, если позволяет время. А вот во время Божественной литургии надо участвовать в храмовой молитве, внимать чтению и пению. Все-таки слово «литургия» переводится с греческого как «общее дело». И какое же оно будет общее, если каждый во время службы начнет читать что-то свое?

Подготовил Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.